230
Методики исследования субъективного отражения межличнос-
тных отношений. Для понимания межличностного поведения инди-
вида недостаточно детально знать внешнюю ситуацию и мотивацию
индивида. Личность активна, и ее отношение к действительности
требует осмысления, преобразования, выхода за пределы заданного,
постановки и решения в той или иной форме новых творческих за-
дач (Джидарьян И. А., 1983; Кон И. С., 1982; Леонтьев А. Н., 1975).
Для более глубокого понимания и решения прикладных задач (в ча-
стности, коррекционных) исследователю необходимо иметь инфор-
мацию о субъективном отражении индивидом межличностных от-
ношений, себя в них, о его экспектациях и психологическом смысле
определенного способа реагирования субъекта. Методики исследо-
вания субъективного отражения межличностных отношений возник-
ли главным образом как ответ на запрос прикладных областей пси-
хологии: индивидуальной и семейной психологических консульта-
ций и психотерапии, в которых для достижения практических целей
необходимо познание субъективного мира клиента. Большинство
этих методик проективные.
Для исследования особенностей отражения межличностных
отношений часто используются методики тематической апперцеп-
ции. Для взрослых применяют ТАТ (Murray Н., 1943), для детей-
CAT (Bellak S., Bellak L., 1949), Blacky Pictures (Blum G., 1950) и др.
Мы представим менее известную методику исследования межлично-
стных отношений в семье -
FRI, которую можно использовать для
исследования как взрослых, так и детей (Howells
J., Lickowish
J.,
1967). Полный вариант теста составляют 40 картинок из семейной
жизни. Возраст изображенных детей от 7 до 12 лет. 16 картинок
подходят для исследования семей, в которых есть мальчик или де-
вочка, 8 подходят для семей обеих категорий. Таким образом, ком-
плект из 24 картинок может быть использован для родителей и детей
любой семьи. Если в семье есть и мальчик и девочка, используется
комплект из 40 картинок. Дается такая инструкция: «Тут у меня не-
сколько картинок, на которых изображены что-то делающие люди.
Некоторые из них -мальчики и девочки, другие - взрослые. Я хочу,
чтобы ты посмотрел на эти картинки и подумал, что бы ты мог по
ним рассказать. Расскажи, что они, по твоему мнению, делают и го-
ворят».
Рассказы по каждой картинке анализируются по их синтакси-
ческой и грамматической структурам. Ответы разделяются на глав-
ные
предложения, дополнительные предложения, восклицания. Эти
синтаксические единицы отделяются друг от друга черточками. В
последующем каждая из них анализируется как единица информа-
ции, принадлежащая одной из указанных категорий (табл. 12).
Далее информация 2 и 3 категории вносится в матрицу отно-
|