Navigation bar
  Print document Start Previous page
 236 of 373 
Next page End  

236
анализировалось общение каждого из родителей с незнакомым че-
ловеком (в индивидуальном тесте Роршаха - с экспериментатором),
затем общение родителей между собой — в супружеском СТР и, на-
конец, при общении родителей с ребенком - в семейном СТР. Оказа-
лось, что если один из супругов в СТР демонстрирует тенденцию к
нарушающим, сбивающим высказываниям, то при общении с ребен-
ком в СТР он также будет склонен к путаным, неясным объяснени-
ям. По предположению авторов, «шизофренногенный потенциал»
семьи определяется итоговым паттерном родительского взаимодей-
ствия, поэтому важно учитывать возможность коррегирующего
влияния другого, менее дефектного родителя. Так, в некоторых
семьях отец склонен не противодействовать или даже усиливать
разрушающие воздействия матери, хотя, как это явствует из анализа
его поведения в индивидуальном тесте Роршаха, вне семейного об-
щения, при наличии эмоциональной поддержки он вполне способен
активно взаимодействовать и успешно коррегировать действия
партнера по общению (Singer М, Wynne
L., Tookey
M., 1978). Оче-
видно, что если коррегирующие возможности родителя не актуали-
зируются в семейном общении, они фактически оказываются недос-
тупными для интервализации их ребенком. Напротив, когда отец не
разделяет или не поддерживает психических и поведенческих нару-
шений матери, он тем самым уменьшает хаос семейной дезоргани-
зации и предоставляет ребенку для ин-тернализации альтернатив-
ную, более эффективную модель общения. В последнем случае риск
нарушений в развитии ребенка также существует, однако эти нару-
шения, вероятнее всего, примут форму невроза, а не шизофрении, в
то время как при нарушении общения обоих родителей риск заболе-
вания шизофренией у ребенка увеличивается. Данные, полученные в
указанных исследованиях, развивают и уточняют феномены, ранее
обнаруженные клинически, однако в рамках обсуждаемой здесь те-
мы главная их ценность заключается в способе, которым они были
получены. Любопытна предложенная авторами интерпретация пси-
хологического смысла процедуры СТР, когда в эксперименте участ-
вуют супруги и дети. В самом общем виде процесс приписывания
значения бессмысленным пятнам в семейном СТР, когда родители
объясняют ребенку инструкцию, аналогичен процессу обучения ре-
бенка некоторым навыкам обращения с реальностью. И здесь имеет
большое значение, в какой форме передается информация ребенку
(доступность, ясность, экспрессивность), какие взаимные установки
определяют взаимоотношения родителей и ребенка на самых первых
этапах работы с тестом (кто первым берет таблицу, дает интерпрета-
цию и т. д.). Если интерпретация пятен родителями неопределенна,
спутана, если в своей совместной деятельности родители не содей-
ствуют взаимной эффективности, не коррегируют неудачные, нереа-
Hosted by uCoz