237
листические ответы, окружающая действительность предстает перед
ребенком столь же туманной, необъяснимой и противоречивой. Если
родители единодушны в своих нереалистических суждениях и уста-
новках в адрес друг друга, ребенок, замкнутый в эмоционально на-
пряженном поле семьи, не находит адекватных реальности образцов
мышления и поведения. Идентификация с родителями в этом случае
способствует развитию у ребенка паралогического иррационального
мышления и глубоко конфликтных отклоняющихся паттернов об-
щения (Singer M., Wynne L., 1963).
М. Сингер предложил также оригинальную концепцию ком-
муникации как установления общего фокуса внимания общающихся,
схематично сводимого к четырем последовательным этапам:
1) выделение некоторого события, образа или чувства;
2) привлечение внимания другого к данной области (имеется в
виду -области таблицы или пятна) и к определенному фокусу внутри
данной области;
3) установление общего фокуса внимания в случае достижения
согласия по поводу интерпретации пятна;
4) соглашение относительно значения рассматриваемого пунк-
та (Singer M., 1967).
Общение в семьях больных шизофренией нарушается за счет
пропуска первых трех звеньев коммуникативной деятельности¹.
Предполагается, что в основе нарушения лежат специфические осо-
бенности речевой деятельности: больные формулируют свои мысли
таким образом, что у слушающего не возникает ясного представле-
ния о предмете общения. Имеются в виду интерпретации пятна в
форме невразумительных замечаний, аграмматизмов, неологизмов,
суждений, противоречащих друг другу; ассоциаций по созвучию и т.
п.
На основе анализа речевых высказываний была предложена
следующая каталогизация отклонений в общении (Singer M., Wynne
L., Toohey M., 1978):
I. Неопределенность намерения. Высказывания, включенные в
этот раздел, вызывают у слушателей сомнение, действительно ли го-
ворящий утверждает нечто или, напротив, отказывается от своей
идеи. Пример: «Они не выглядят в точности как обезьяны».
II. Неопределенность ссылок. То, на что ссылается говоря-
щий, обрисовано недостаточно, так что слушатель не может быть
уверен, что понимает собеседника. Пример: «Это такая же форма,
как другая, которая у нас была раньше, только в цвете».
III. Неопределенность языка. Многословие, субъективные сло-
вообразования, неологизмы, ассоциации по созвучию, игра слов.
1
Отметим, что и сама гипотеза, и отдельные ее формулировки во многом порождены процеду-
рой СТР.
|