242
пах: ожидание безответственности - от друзей, эмоциональной хо-
лодности - от соседей, жертвенности - от жены (Cutter
F., Farberow
N., 1970).
Достаточно очевидно, что психологическая интерпретация ре-
зультатов экспериментальных исследований не может быть принята
безоговорочно и требует, на наш взгляд, ответа на следующие во-
просы: какого рода взаимодействия партнеров в ходе достижения
согласия порождают те или иные характеристики совместного отве-
та; является ли совместный ответ простым совмещением двух или
более перцептивных стратегий в целях адаптации к эксперименталь-
ной задаче или он также отражает определенные аффективно-
потребностные установки общающихся и их динамику. В большей
части рассмотренных нами исследований Н. Лавленд, М. Сингер и
Л. Вина совместный тест Роршаха, по существу, выступает лишь по-
водом для вскрытия нарушенной структуры общения и в этой огра-
ниченной функции, как справедливо отмечает ряд авторов, действи-
тельно может быть заменен на другой тест или групповую дискус-
сию (см., напр.: Воловик В. М., 1980). Однако это, на наш взгляд, оз-
начало бы обеднение диагностической процедуры СТР. Анализ от-
ветов - индивидуальных и совместных - с учетом широких возмож-
ностей, предоставляемых самим проективным тестом, в проанализи-
рованной нами литературе представлен явно недостаточно. Между
тем есть основания утверждать, что во многих отношениях СТР яв-
ляется пригодным и информативным экспериментальным приемом
изучения транзактного аспекта взаимодействия, однако лишь при
условии параллельного анализа процесса и продукта взаимодейст-
вия. При этом оказывается возможным, опираясь на проективную
природу метода, и в том и в другом случае выявлять неосознаваемые
уровни аффективных переживаний партнеров, их динамику в ходе
коммуникаций и, наконец (что, на наш взгляд, самое главное), побу-
дительные мотивы, инициирующие тот или иной тип транзакций. На
сегодняшний день этим требованиям удовлетворяют далеко не все
интерпретативные и концептуальные схемы СТР. Перспективным
представляется направление работ швейцарского психолога Ю. Вил-
ли, получившее развитие в исследованиях группы семейных психо-
логов и психотерапевтов, а также в нашей собственной исследова-
тельской и консультативной практике (Willi J., 1973, 1974).
Ю. Вилли, проводит СТР в два приема: сначала индивидуаль-
но с каждым членом пары или группы, а затем совместно. При ин-
дивидуальном исследовании используется полный набор таблиц,
процедура тестирования и обработка протоколов соответствуют тра-
диционной схеме. Для повышения надежности теста индивидуаль-
ная и совместная процедуры тестирования осуществляются в один и
|