243
тот же день, и подготавливается тем же экспериментатором. Необ-
ходима параллельная фиксация хода дискуссии и невербальных ре-
акций участников. Присутствие экспериментатора при СТР крайне
нежелательно.
Процедура СТР. Таблицы Роршаха «рубашками книзу» кладут
на стол перед испытуемыми, точное местоположение которых рег-
ламентируется экспериментатором.
Инструкция. «Попробуйте прийти к согласию по поводу ва-
ших толкований таблиц. Запишите ваши совместные ответы на каж-
дую таблицу на листках бумаги».
Обработка результатов осуществляется по схеме, учитываю-
щей осознанный поведенческий аспект коммуникации, аффектив-
ный стиль отношений, а также бессознательные переживания парт-
неров в процессе прямой интеракции.
Анализ поведения партнеров проводится по следующей схеме.
1. Практическая активность партнеров (держание таблицы)
определяется посредством фиксации последовательности, в которой
таблица переходит от партнера к партнеру: как часто и в каком по-
рядке каждый участник эксперимента использует таблицу, по кото-
рой идет дискуссия.
В протоколе и сводной таблице отмечается, сколько раз пер-
вым брал таблицу каждый партнер. Держание таблицы является не-
вербальной реакцией, отражающей распределение ролей и прежде
всего практическую инициативу между партнерами. Соперничество
и напряженность в отношениях прямо выступают в «перетягивании»
таблицы на свою сторону; доминирование одного из партнеров - в
захвате таблицы; пассивность, неуверенность - в отказе взять табли-
цу или в молчаливой передаче уже взятой таблицы партнеру.
2. Количество предложений или продуцирование идей, разви-
ваемых в ходе совместного решения. Диагностическая ценность этой
переменной становится ясной при сравнении с данными индивиду-
ального тестирования партнеров: выступает ли ситуация совместно-
го действия как более значимая и высокомотивированная, способст-
вует ли она развитию творческих возможностей пары или, напротив,
сужает активность. Если количество ответов одного из партнеров в
индивидуальном тесте Роршаха (ИТР) больше, чем в совместном,
можно предположить, что у данного человека наряду с интровер-
сивной направленностью личности существуют значительные труд-
ности общения в.данной паре.
Сравнение ИТР и СТР позволяет увидеть, сколько новых идей,
отсутствующих у каждого в отдельности, появилось при совместной
процедуре и кто выступает их инициатором (что, в частности, пока-
зывает, кто является лидером в диаде).
3. Проникаемость, или осуществление предложения, характе-
|