Navigation bar
  Print document Start Previous page
 262 of 373 
Next page End  

262
тарии все же являются средством ослабления внутреннего напряже-
ния и их появление выдает наиболее эмоционально «заряженные»
места рисунка.
Приведем анализ случая. Раиса - девочка 5 лет, первый ребе-
нок в семье. Имеет младшего брата 3 лет. Живет вместе с обоими
родителями. В семье агрессивна, непослушна. Непослушность осо-
бенно ярко проявляется в отношении к матери. хотя, говоря словами
матери, ей удается укротить Раису. В детском саду девочка выделя-
ется среди других детей неуправляемым агрессивным поведением.
Дружит преимущественно с мальчиками, однако играет в их компа-
нии «женскую» роль.
Последовательность рисования: солнце, мать, сама Раиса,
отец, брат, трава.
Ответы на вопросы:
1.  «Скажи, пожалуйста, кого ты тут нарисовала?» - «Маму,
себя, брата, папу».
2.  «Что вы делаете на рисунке?» - «Гуляем». - «Кто это при-
думал?» - «Мама придумала».
3.  «Весело ли вам?» - «Не очень. Мама и папа спорят». - «По-
чему?» - «Просто так».
4. «Кто из нарисованных людей самый счастливый?» - «Бра-
тик». - «Почему?» -«Он - самый маленький».
5.  «Кто из нарисованных людей самый несчастливый?» - «Не
знаю».
Решение ситуаций
1.  «Представь, что у тебя есть два билета в цирк. С кем бы ты
хотела пойти вместе?» - «С папой».
2. «Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас
заболел и должен остаться дома. Кто он?» - «Я останусь».
3.  «Ты строишь дом из деталей конструктора, и у тебя не все
получается. Кого ты позовешь на помощь?» — «Никого».
4. «Представь, что у тебя есть три билета на интересное кино.
Кого ты оставишь дома?» - «Братика, он маленький».
5.  «Представь себе, что ты оказалась на необитаемом острове.
С кем ты хотела на нем жить?» — «С папой».
6.  «Ты получила в подарок интересное лото.. Вся семья села
играть, но вас на одного больше, чем можно. Кто не будет играть?» -
«Мама».
Интерпретация полученных результатов. На рисунке Раисы
изображены все члены семьи. Однако выполнение задания начато не
с рисования членов семьи, а с объекта - солнца. Такая последова-
тельность рисования часто встречается у детей, у которых семья свя-
зана с негативными эмоциональными переживаниями. Последова-
тельность рисования членов семьи характерна для детей данного
Hosted by uCoz