263
возраста.
Примечательно расположение членов семьи на рисунке. Оба
родителя нарисованы на переднем плане, они как бы заслоняют фи-
гуры детей. Это может быть связано с восприятием доминантности
родителей. В то же время, родители разделены - отец и мать высту-
пают не как супружеская или родительская пара, а скорее как от-
дельные индивиды.
Если рассматривать расположение фигур не в плоскости, а в
пространственной перспективе, то все фигуры отделены одна от
другой значительным расстоянием, что может указывать на то, что
Раиса
воспринимает слабость позитивных эмоциональных отноше-
ний между членами семьи. Наиболее отдаленная фигура - младший
брат. Он же - последняя нарисованная фигура. Это дает основание
для предположения, что Раису с братом связывают негативные отно-
шения.
Примечательны особенности рисования индивидуальных фи-
гур. Во-первых, выделяются изображения обоих родителей: они на-
рисованы однотипно, схематично. Раиса рисовала их очень быстро,
их рисование не доведено до конца. Такоая манера рисования ука-
занных людей выявляет, возможно, сложившиеся напряженные от-
ношения Раисы с родителями. Контраст между презентацией себя и
родителей, а также определенная гротескность изображения родите-
лей могут быть результатом выражения агрессивности, указывать на
сложившиеся в семье «силовое соревнование» между Раисой и ее
родителями. Такая интерпретация, в частности, соответствует на-
блюдаемому агрессивному и не поддающемуся контролю поведе-
нию Раисы в семье и за ее пределами.
Изображения родителей все же отличаются друг от друга.
Отец нарисован более тщательно, схема его тела более совершенна,
чем у матери, что может указывать на более позитивные отношения
Раисы к отцу, чем к матери. На такую интерпретацию наталкивает и
анализ решений ситуаций, из которого выявляется предпочтение от-
ца матери.
Примечательно рисование рук отца - они значительно длиннее
чем у других членов семьи, они интенсивно заштрихованы, есть пре-
зентация пальцев. Возможно, что Раиса воспринимает отца как пу-
нитивного, контролирующего человека.
Фигура матери значительно крупнее других, что указывает на
значимость матери в жизни семьи (это согласуется и с тем, что она
на» рисована первой), на ее доминантность, атрибуцию силы. Вме-
сте с тем она нарисована небрежно, импульсивно. Обращает на себя
внимание отсутствие рук в изображении матери. Интерпретируя
этот признак в контексте общего амбивалентного (и негативного)
отношения Раисы к матери, ее воспринимаемой значимости и, воз-
|