264
можно, доминантности, можно понять его как стремление девочки
снизить вмешательство, контроль со стороны матери, ее «манипуля-
тивное» отношение к другим. На смысловом уровне это согласуется
с интерпретацией больших, пустых глаз матери. Они могут быть ин-
терпретированы как индикатор тревожного отношения Раисы к ма-
тери, как ее стремление скрыться от пристального взора матери и в
то оке время как ощущение его «всевидения».
Анализ особенностей рисования родителей наталкивает на оп-
ределенные размышления относительно их отношений между собой.
Можно думать о конфликтности их отношений (родительская пара
разделена: в ответах на вопросы Раиса говорит о немотивированном,
на ее взгляд, споре). В презентациях обоих родителей явные искаже-
ния появляются при рисовании одной и той же части тела - рук (у
отца руки непропорционально длинные, а у матери их изображение
вообще отсутствует). Эти обстоятельства, особенно последнее из
них, дают основание для выдвижения рабочей гипотезы о том, что
доминантность и контролирующее поведение матери по отношению
к Раисе являются следствием переноса такого же отношения, ощу-
щаемого матерью со стороны отца.
В рисунке выделяется и фигура брата - он отделен пространст-
вом, уменьшен, небрежно нарисован, единственный из всех раскра-
шен зеленым цветом. Это может быть связано со стремлением
уменьшить роль брата в семье, конкурентные отношения с ним.
Себя Раиса нарисовала наиболее тщательно, разукрасила себя
цветами, в отличие от рисунка матери ее фигура имеет больше атри-
бутов женственности: шапочка, юбка, красочность. Это, с одной
стороны, указывает на адекватную половую идентификацию, а с
другой - на сложившиеся конкурентные отношения с матерью и,
возможно, с другими лицами того же пола. Последнее согласуется с
тем фактом, что Раиса преимущественно дружит с мальчиками, при-
чем играет в их компании женскую роль. Вместе с тем она явно уде-
ляет рисованию собственной фигуры самое большое внимание, раз-
украшивает себя. Это может свидетельствовать о развитии у Раисы
истероидных черт.
Представленный анализ конкретного случая является несколь-
ко «форсированным» вариантом интерпретации. Это сделано с це-
лью показа возможных вариантов интерпретации. Однако лучше
все-таки придерживаться принципа: лучше недостаточная интерпре-
тация, чем сверхинтерпретация. Всегда надо стремиться объединить
в интерпретации известные сведения о поведении ребенка, собст-
венное впечатление о его поведении. Приписывание результатам
статуса рабочей гипотезы, а не диагноза помогает избежать ошибок
и в то же время дает психологу возможность творческого подхода к
пониманию и решению проблем ребенка. Гибкость интерпретации,
|