265
однако, не означает ее невалидности. Это подтверждается, в частно-
сти, и тем, что «слепая» (т. е. только по рисунку) интерпретация по-
лученных результатов квалифицированным психологом и интерпре-
тация психологом, имеющим данные о ребенке и наблюдавшим за
процессом рисования, практически совпадают. Предлагаем внима-
нию читателя «слепую» экспертную интерпретацию рисунка, вы-
полненную Е. Т. Соколовой (забегая вперед, скажем, что в целом
она совпала с нашей интерпретацией).
Рисунок принадлежит девочке 5 с половиной лет из полной
семьи. Привлекают внимание явные различия в изображении роди-
телей и детей. Фигуры родителей -мощные, нарисованные красным
карандашом с нажимом, передают ощущения силы, исходящей от
них. При этом восприятие девочкой матери и отца по параметру си-
лы (властности) не идентично. Изображение первой по порядку ма-
теринской фигуры, ее «огромность» не только отражает естествен-
ное для данного возраста восприятие структуры семьи, но, возмож-
но, указывает, что для девочки мать - наиболее эмоционально зна-
чимое лицо в семье. Подчеркивание гротескности, почти безобраз-
ности матери позволяют предположить наличие у девочки также
чувства антипатии (враждебности) или же является проекцией ее
восприятия материнского отношения.
Отец в рисунке проигрывает матери в размерах, однако в от-
личие от матери - безрукой - он нарисован не только с руками, но
прорисованы также и кисти рук. Не исключено, что эти особенности
рисунка отражают реально существующие или только субъективно
воспринимаемые девочкой конфликтно-конкурентные отношения
родителей между собой.
Влияние матери на жизнь семьи больше, она воспринимается
как более доминантная, однако в практическом плане отец имеет
большие возможности руководства, манипулирования. Мама с ог-
ромными глазами «вс¸ видит», возможно, ей принадлежит ведущая
роль в осуществлении внутреннего, исподволь, контроля за членами
семьи. Несмотря на явно дифференцированное восприятие матери и
отца в их родительских позициях очевидна и их сплоченность, мощ-
ная и цельная в своем единении родительская коалиция, противо-
стоящая положению детей в семье. Детские фигуры отодвинуты на
задний план, что может указывать на существование в семье доста-
точно изолированных линий общения детей и родителей, что может
порождать у девочки чувство собственной ненужности, малой вклю-
ченности в семейное «мы».
Богато декорированная фигура девочки и монотонное изобра-
жение брата, его явная отодвинутость из семейного ряда указывают
на желание девочки уменьшить его значимость в эмоциональных
связях семьи и привлечь внимание к собственной персоне. Особен-
|