Navigation bar
  Print document Start Previous page
 266 of 373 
Next page End  

266
ности изображения собственной фигуры свидетельствуют о таких
чертах девочки как кокетливость, некоторая демонстративность,
тенденция к самоутверждению. Более красивая фигура девочки на
фоне явно непривлекательной может указывать на неосознанную
конкуренцию дочери и матери за женскую привлекательность.
7.4. ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ОТНОШЕНИЙ
Цветовой тест отношений - это невербальный компактный ди-
агностический метод, отражающий как сознательный, так и частич-
но неосознаваемый уровень отношений человека. Его использование
опирается на концепцию отношений В. Н. Мясищева, идеи Б. Г.
Ананьева об образной природе психических структур любого уровня
и представления А. Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых
образований личности.
Методической основой данного метода является цветоассоциа-
тивный эксперимент, идея и процедуры которого были разработаны
нами. Он базируется на предположении о том, что существенные ха-
рактеристики невербальных компонентов отношений к значимым
другим и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях. Цвето-
вая сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью лично-
сти (подробнее см.: Эткинд А. М., 1981). Эта связь, подтвержденная
во многих экспериментальных психологических исследованиях, дав-
но используется в ряде психодиагностических методов.
В этих методах, однако, реакция человека на цветовые стиму-
лы использовалась как индикатор его общего аффективного состоя-
ния. Разработанный нами метод цветоассоциативного эксперимента
отличается от других цветовых тестов своеобразным способом из-
влечения реакций на цветовые стимулы (ассоциативные реакции - в
отличие от измерения порогов или предпочтений в других тестах) и
иной постановкой задачи тестового исследования (изучение кон-
кретных отношений личности —в отличие от изучения ее общих
свойств или состояний). Психодиагностический метод цветоассо-
циативного исследования отношений личности был назван нами
«Цветовой тест отношений» (ЦТО).
Как показывает опыт, ассоциативные реакции на цвет весьма
чувствительны к изменению его сенсорных характеристик. Отсюда
следует безусловная необходимость пользоваться во всех проводи-
мых экспериментах стандартным набором цветов. При разработке
ЦТО был использован набор цветов из восьмицветового теста М.
Люшера. Этот набор отличается достаточной компактностью, удо-
бен в применении. При относительно небольшом количестве стиму-
лов в нем представлены основные цвета спектра (синий, зеленый,
красный и желтый), два смешанных цвета (сиреневый и коричне-
Hosted by uCoz