27
Отдельные, хорошо теоретически и психометрически обосно-
ванные методики, не требующие специальных знаний при интерпре-
тации, могут использовать специалисты смежных с психологией об-
ластей: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты. При этом
специалист-смежник (пользователь) должен выполнять следующие
требования:
а) предварительно проконсультироваться с психологами, рабо-
тающими в данной практической отрасли, о том, какие именно ме-
тодики могут быть применены для решения поставленных задач.
При наличии аттестованных методик пользователь должен восполь-
зоваться именно ими;
б) если психологи предупреждают пользователя о том, что
правильное использование методики требует общих знаний о психо-
диагностике или специальной подготовки (по овладению методи-
кой), то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо
пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению
психодиагностики психолога, либо отказаться от проведения психо-
диагностики;
в) пользователь, получающий доступ к «п-методикам», авто-
матически берет на себя обязательство по соблюдению профессио-
нальной тайны;
г) пользователь соблюдает все этические нормативы в прове-
дении обследования по отношению к испытуемому и любым треть-
им лицам: он, так же как психолог, не имеет права злоупотреблять
доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет ис-
пользована информация;
д) методики, не обеспеченные однозначной стандартной инст-
рукцией, необходимыми показателями надежности и валидности,
требующие параллельного использования высокопрофессиональных
экспертных методов, не могут использоваться специалистами-
непсихологами;
е) пользователь содействует психологам в соблюдении проце-
дурных и этических нормативов, предпринимает меры для предот-
вращения некорректного использования методик.
Все приведенные требования находятся в соответствии с меж-
дународными профессионально-этическими стандартами, приняты-
ми в работе психологов. Основные идеи этих стандартов могут быть
кратко сформулированы в виде следующих принципов: 1) ответ-
ственность, 2) компетентность, 3) этическая и юридическая право-
мочность, 4) квалифицированная пропаганда психологии, 5) конфи-
денциальность, 6) благополучие клиента, 7) профессиональная коо-
перация, 8) информирование клиента о целях обследования, 9) мо-
рально-позитивный эффект исследования, 10) гражданственность и
|