26
г) в подборе методик в комплексную программу обследования
не руководствуется субъективными предпочтениями и предубежде-
ниями в оценке методик, а исходит из требования максимальной эф-
фективности диагностики: максимум надежности при минимуме за-
трат;
д) параллельно с использованием методик ведет научно-
методическую работу, анализируя по собранным данным эффектив-
ность применения методики в заданной области. Ведение такой на-
учно-методической работы входит в основной круг обязанностей
психолога, работающего и в исследовательских, и в лечебных учре-
ждениях. В этой работе психолог поддерживает оперативные кон-
такты с головной методической организацией, передавая ей копии
протоколов (для накопления банков данных) и получая инструктив-
ные методические материалы;
е) обеспечивает тщательное соблюдение всех требований для
проведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов,
интерпретация, прогноз делаются в строгом соответствии с методи-
ческими указаниями. Психолог не имеет права отклоняться от стан-
дарта в использовании методики, принятого на определенный пери-
од. Все рекламации и предложения по использованию методики
психолог направляет в методический центр и требует их учета при
очередном пересмотре методики;
ж) обеспечивает конфиденциальность психодиагностической
информации, полученной от испытуемого на основе «личного дове-
рия». Психолог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто
и для чего может использовать эту информацию. Психолог не имеет
права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть выне-
сены на основе психологической диагностики;
з) психолог хранит профессиональную тайну: не передает ли-
цам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику,
инструктивных материалов, не раскрывает перед потенциальными
испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики,
на котором основана его валидность;
и) обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и
альтернативную диагностическую гипотезу (интерпретацию дан-
ных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принци-
пу «презумпции невиновности» в судопроизводстве;
к) сообщает в региональные или центральные органы Общест-
ва психологов о всех замеченных им где-либо нарушениях норма-
тивных (процедурных и этических) принципов психодиагностики.
Психолог уполномочен лично препятствовать некорректному и не-
этичному применению психодиагностики.
1.5.3. Использование методик специалистами-смежниками
|