274
ми больными. Благодаря быстроте применения, легкости, привлека-
тельности для испытуемых и вместе с тем психологической и тера-
певтической значимости получаемых характеристик, цветовой тест
отношений может занять определенное место в психологическом
инструментарии психотерапевтической и реабилитационной клини-
ки, службы семьи, психолого-педагогической консультации, в при-
кладных социально-психологических исследованиях широкого про-
филя.
ГЛАВА 8
ПСИХОДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНО-
ГО СОЗНАНИЯ
Методы, описываемые в данной главе, известные под назва-
ниями «техника репертуарных решеток» или «репертуарные лично-
стные тесты», занимают особое место среди методов психодиагно-
стики личности. Однако неверно было бы рассматривать их в каче-
стве альтернативы другим, более традиционным тестовым подходам.
Важно, чтобы это было ясно с самого начала, поскольку обращение
к некоторым методологическим и теоретическим оппозициям, ис-
пользуемым в данной работе (для более четкого определения целей
и задач репертуарных личностных тестов), может привести к невер-
ному пониманию и отношению к этим методам. Техника репертуар-
ных решеток не заменяет, а дополняет психодиагностику индивиду-
ально ориентированными методами, дает в руки психологам новые
средства. Эти новые средства, будучи использованы наряду с други-
ми методиками, такими, как личностные опросники и проективные
тесты, позволяют выявлять и описывать качественные особенности
индивидуального сознания, реконструировать систему смысловых
параметров, лежащих в основе восприятия данным конкретным че-
ловеком себя и других людей, объектов и отношений.
Дополнительность техники репертуарных решеток (ТРР) к
другим психодиагностическим подходам хорошо поясняет следую-
щий пример. К. Клакхон и Г. Мюррей (цит. по: Carlson R., 1971), оп-
ределяя возможный спектр личнмипаостных характеристик (и тем
самым и возможный спектр психодиагностических задач), писали,
что человек в чем-то похож на всех людей, в чем-то похож на неко-
торых людей и в чем-то не похож ни на кого другого. Традиционная
психометрика и психодиагностика охватывали преимущественно
первые два аспекта - ТРР охватывает и третий аспект - идеографиче-
ский.
С высказыванием Клакхона и Мюррея невозможно не согла-
ситься. Между тем далеко не все психологи были согласны вклю-
чать третий аспект в число задач психодиагностики и психологии
личности
|