286
струментов. В ТРР реализован субъектный подход, при котором
предполагается реконструкция системы смысловых параметров оце-
нок данного конкретного человека, а не оценка его с позиций груп-
повых шкал.
Ранговые и оценочные решетки предоставляют новые воз-
можности для изучения восприятия и понимания людьми друг друга.
Обмен решетками. Допустим, нас интересует, насколько сход-
ным и различным является восприятие двух людей (например, мужа
и жены или двух друзей) в какой-либо сфере. Для проведения этой
процедуры необходимо, чтобы элементы решетки были знакомы
обоим испытуемым. Конструкты вызываются индивидуально, после
чего:
1. Испытуемый А заполняет свою решетку.
2. Испытуемый Б заполняет свою решетку.
3. Испытуемый Б заполняет решетку А.
4. Испытуемый А заполняет решетку Б.
5. Испытуемый Б заполняет решетку А так, как, епо его мне-
нию, это сделал испытуемый А.
6. Испытуемый А заполняет решетку Б так, как, по его мне-
нию, это сделал испытуемый Б.
Сравнение пп. 1 и 3, 2 и 4 позволяет оценить степень сходства,
согласие в восприятиях и оценках. Сравнение пп. 1 и 5,2 и 6 позво-
ляет оценить степень понимания испытуемыми друг друга.
Если в решетках используется одинаковый набор элементов,
то обе решетки можно совместить в одной и процедура подсчета
степени сходства конструктов одной решетки с конструктами дру-
гой значительно упрощается. В частности, этот прием удобно ис-
пользовать, когда в качестве объектов шкалирования в решетке вы-
ступают члены какой-либо группы (например, группы тренинга).
Каждый заполняет индивидуальную решетку, после чего степень
сходства восприятия членов группы попарно можно оценить, на-
пример, таким образом:
NM
ij
R
cx
K
100
2
где R
-
коэффициент корреляции между конструктами испы-
туемого А и испытуемого Б; N - количество конструктов испытуемо-
го А.; М-количество конструктов испытуемого Б.
На основании подсчета всех парных коэффициентов сходства
можно построить матрицу сходства членов группы и провести кла-
стер-анализ этой матрицы. Выделив группировки, можно, используя
снова индивидуальные решетки, провести качественный анализ па-
раметров, обусловливающих сходство и различие, что дает богатую
информацию для понимания многих процессов, происходящих в
группе. Результаты такой работы можно сделать объектом анализа в
|