313
Наиболее часто для анализа самоотношения используется экс-
прессивная проективная методика рисования человека, разработан-
ная К. Маховер (Machover К., 1949). Поскольку при интерпретации
существует известная неопределенность: относить ли тот или иной
аспект рисунка к «Я-концепции» и самоотношению или к изобрази-
тельной способности человека, - ряд авторов предположили моди-
фикацию методики, основанную на последующей оценке рисунка по
тем или иным стандартным самооценочным шкалам (Perkins С.,
Shannon
D., 1965). Были выделены графические особенности рисо-
вания, имеющие диагностическое значение, такие, как пол, форма
частей, пропуск деталей, ориентация рисунка на листе, последова-
тельность рисования; эти особенности, однако, часто не имеют дос-
таточного теоретического и эмпирического обоснования (Хоментау-
скас Г. Т., 1985).
Тематический апперцептивный тест (Murray
H., 1943) также
принадлежит к проективным техникам, используемым для анализа
«Я-концепции» и самоотношения в частности. Его использование
основано на той идее, что «описание героя рассказа отражает пред-
ставление рассказчика о себе» (Mussen P., Porter L., 1959).
Известны также попытки использования для анализа самоот-
ношения теста чернильных пятен Роршаха (Spitzer
S., 1969), теста
незаконченных предложений (Rubin I.,1967).
Символические задания на выявление «социального Я» (The
Self Social Symbols Tasks - одна из наиболее популярных проектив-
ных методик. Диагностический инструмент представляет собой се-
рию оригинальных символических проективных проб, направлен-
ных на измерение самоотношения и самоидентичности.
Разработчики методики Б. Лонг, Р. Циллер и Р. Хендерсон ис-
ходили из предположения, что физическая дистанция на листе бума-
ги между кружками, символизирующими «Я» и значимых других,
может быть интерпретирована как психологическая дистанция, по-
зиция левее других - как переживаемая ценность «Я», позиция выше
- как переживаемая «сила» «Я», внутри фигуры, составленной из
кружков других, -как включенность и зависимость, вне - как незави-
симость «Я». Предполагалось также, что невербальные ответы ис-
пытуемых менее подвержены влиянию факторов, иррелевантных
измерению «Я-концепции».
Символические задания соответствуют различным аспектам
(измерениям) «Я-концепции».
Самооценка определяется как восприятие субъектом своей
ценности, значимости в сравнении с другими. Испытуемому на лис-
те бумаги предъявляется строка, состоящая из восьми кружков, и
предлагается выбрать кружок для себя и для других людей из своего
окружения. Чем левее расположен кружок, означающий себя, тем
|