Navigation bar
  Print document Start Previous page
 315 of 373 
Next page End  

315
Простота и оригинальность символических заданий, возмож-
ность их применения на различных контингентах обследуемых (на-
чиная с трехлетних детей и кончая взрослыми) привлекли к этой ме-
тодике большое внимание. В литературе представлены обширные
данные, собранные как авторами методики, так и другими исследо-
вателями, свидетельствующие о надежности и валидности заданий,
хотя и не в равной степени каждого из них (Wylie R., 1974; Bums R.,
1979).
В целом пробы обладают удовлетворительной надежностью.
Так, например, ретестовая надежность для подростков достигает по
самооценке 0,80, идентификации -0,78, социальной заинтересован-
ности -0,84, силе - 0,65, эгоцентричности - 0,58.
Подтверждается в целом конструктная валидность пробы на
самооценку (расположение в горизонтальном ряду). Дети распола-
гают «самых лучших» детей слева, а «плохих» - справа; мать и отца,
как правило, также располагают слева, себя в ряду детей дети распо-
лагают левее, чем в ряду взрослых. Нейропсихологические пациенты
и социальные изоляты располагают себя правее, чем соответственно
здоровые дети и социометрические лидеры. Пациенты психиатриче-
ских клиник левее себя ставят психиатров, психологов, социальных
работников, медсестер, нянечек и других больных.
Индексы самооценки и (или) силы оказались связанными с
широким кругом переменных, включающих расовый статус, социо-
экономический уровень, старшинство среди детей в семье, школь-
ные успехи, потребность в достижении, популярность и т. д. (всего
более двух десятков переменных - см. Wylie R., 1974). В то же время
ряд связей оказался в противоречии с ожиданиями. Есть некоторые
данные, подтверждающие валидность и других шкал. Близнецы вы-
бирают значимо реже отличающиеся кружки в пробе на индивидуа-
цию, чем неблизнецы; психиатрические пациенты и дети с эмоцио-
нальными нарушениями чаще ставят себя в центральную позицию в
пробе на эгоцентричность и т. д.
Ряд индексов (идентификации, социальная заинтересован-
ность) значимо коррелирует с индексом самооценки, что, по мнению
Р. Уай-ли, свидетельствует об отсутствии доказательств дискрими-
нативной валидности для шкал внутри теста. Этот факт, однако, мо-
жет быть интерпретирован и иначе в рамках других представлений о
строении «Я-концепции». Данные по конвергентной и дискримина-
тивной валидности в отношении к вербальным методикам не вполне
ясны: с рядом опросников по самоотношению получены незначимые
корреляции, в то же время самооценка оказывается значимо ассо-
циированной с мерой, основанной на списке прилагательных, а сила
- с показателями, основанными на семантическом дифференциале.
Авторы символических заданий привлекали для обоснования
Hosted by uCoz