Navigation bar
  Print document Start Previous page
 338 of 373 
Next page End  

338
негативных санкциях. Есть данные, что интерналы более успешны в
учебе как в средней, так и в высшей школе.
Исследователями выявлены многочисленные личностные кор-
реляты локуса контроля.
Интернальность положительно связана с социальной ответст-
венностью, с осознанием человеком смысла, целей в жизни. Соглас-
но калифорнийскому опроснику, интернально ориентированные
субъекты, в отличие от экстернально ориентированных, имеют более
высокие баллы по степени доминантности, толерантности, социа-
бельности, умственной подготовленности, ответственности, само-
контроля, принятия своего «Я», благополучия в достижении чего-
либо путем согласия. По списку прилагательных интерналы описы-
вают себя как приспособленных, выносливых, последовательных,
достигающих цели, уверенных в себе, защищенных. На основе 16-
факторного опросника Кеттелла характерными чертами интерналов
оказались: эмоциональная стабильность, моральная нормативность,
доверчивость, воображение, сердечность, утонченность, общитель-
ность и высокая сила воли (Муздыбаев К., 1983).
Экстернальным людям чаще свойственны подозрительность,
тревожность, депрессивность, агрессивность, конформность, догма-
тизм, авторитарность, беспринципность, цинизм, склонность к об-
ману.
Необходимо иметь в виду, что приведенные личностные кор-
реляты локуса контроля, хотя и позволяют, создать достаточно пол-
ное представление о типичных экстерналах или интерналах, все же
являются очень приблизительными. К тому же они получены в ос-
новном западными исследователями, поэтому перенос их в наши со-
циальные условия требует большой осторожности.
Одна из первых попыток более глубокого осмысления этой
психологической переменной и выяснения ее природы и функций в
контексте целостного, человеческого поведения была предпринята
Роттером в рамках так называемой теории социального научения,
которая рассматривает в качестве основных детерминант поведения
психологическую ситуацию, ценность подкрепления и ожидания то-
го, что данное подкрепление будет иметь место в данной ситуации.
Связи этих переменных с целью прогноза поведения личности вы-
ражаются следующей формулой:
1
S
,
RV
&
1
,
,R
,s
,
a
S
a
x
E
f
a
r
a
x
BP
где В- поведение, Р— возможность (вероятность), Е— ожида-
ние, R - подкрепление, V - ценность подкрепления, S- ситуация.
Согласно этой формуле «возможность того, что поведение х
Hosted by uCoz