345
на Е. А., Эткинд А. М, 1984). Из опросника могут быть выделены
обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к ча-
стным показателям деятельности (шкала общей интернальности И
о
);
два показателя среднего уровня общности (шкала интернальности в
области достижений И
д
и шкала интернальности в области неудач
И
н
), а также четыре ситуационно специфических показателя, харак-
теризующих УСК в таких сферах жизнедеятельности, как семейная
(И
с
), производственная (И
п
), сфера межличностных отношений (И
м
)
и отношения к здоровью и болезням (И3).
Опросник УСК обладает достаточным психометрическим
обоснованием по критериям надежности и валидности.
9.6. МЕТОДИКА КОСВЕННОГО ИЗМЕРЕНИЯ СИСТЕ-
МЫ САМООЦЕНОК (КИСС)
Среди предшественников методики КИСС следует указать
тест самооценки Дж. Лиггетта (Liggett J., 1959), известный также под
названием «Тест лиу». Процедура теста требует попарного сравне-
ния предъявляемых «размытых» фотографий лиц по четырем пара-
метрам: выбрать «самого хорошего», «самого доминирующего»,
«самого нервного», «наиболее похожего на себя». По корреляции
между двумя выборками можно судить о взаимоотношении пере-
менных, например высокая положительная корреляция между по-
следним и одним из первых трех выборов указывает на осознание
себя индивидом «хорошим», «нервным» или «доминирующим». По-
хожая процедура в дальнейшем использовалась в исследованиях на-
рушения мышления при шизофрении (Bannister
D., Fransella
F.,
1966). По классификации проективных методик тесты подобного
типа условно относятся к методикам эмоционального выбора (Seme-
onoff В., 1976), вместе с тем включение психометрической процеду-
ры отличает их от традиционных проективных техник.
Методика косвенного измерения системы самооценок (КПСС)
создана на основе синтеза проективного и психосемантического под-
ходов к диагностике личности. Так, использование косвенной (про-
ективной) процедуры позволяет избежать феноменов социальной
желательности в самопрезентации, вскрывает не вполне вербализуе-
мые или неосознаваемые аспекты самооценки, однако, как и все тра-
диционные проективные методики, эта процедура сама по себе спо-
собна диагностировать самооценку лишь в самом общем виде. Пси-
хосемантические методы, широко используемые в настоящее время
как в нашей стране, так и за рубежом, позволяют исследовать само-
оценку более дифференцированно с учетом ее внутренней структу-
ры и ее связи с самосознанием личности. Различные модификации
методики семантического дифференциала, субъективного шкалиро-
|