50
Давая оценку этому направлению, следует подчеркнуть, что
расширительное толкование интеллектуальных тестов как проектив-
ных имеет своей целью привлечение внимания клинических психо-
логов к процессу выполнения интеллектуальных задач, его качест-
венному анализу, что, несомненно, более точно отвечает специфике
клинической диагностики. Снимается также противопоставление ин-
теллектуальных и личностных тестов как относящихся к разным
«областям» личности; иными словами, реализуется, правда, несколь-
ко упрощенно, целостный подход к личности как к сплаву аффекта и
интеллекта.
Другое направление в развитии проективных методов связано
с активной разработкой проблем межличностного восприятия и
взаимодействия и исследования «Я-образа».
В определенном смысле все проективные методы направлены
на изучение того, как субъект воспринимает других людей и самого
себя. Наиболее распространено мнение, что проективные методики
выявляют неосознаваемый компонент социальной перцепции и «Я-
образа» (Wylie R, 1974).
«Неспецифическими» методиками указанной ориентации яв-
ляются ТАТ и тест Роршаха. Предполагается, что в рассказах ТАТ
находит отражение не столько реальный характер межличностных
отношений обследуемого, сколько их апперцепция, т. е. эмоцио-
нальное отношение и пристрастное видение этих отношений. Изо-
браженные на картинках фигуры кроме буквальных значений имеют
и символический смысл. Так, фигура немолодого мужчины - олице-
творение отца, начальника, вообще власти и мужского начала. В
этом случае интерпретация темы рассказа в зависимости от общего
контекста либо «сужается» до анализа внутрисемейных отношений,
либо расширяется и рассматривается как отражение взаимоотноше-
ний обследуемого с широким социальным окружением, отношение к
нормативам общества и его ценностям. Тест Роршаха дает также не-
которую информацию об общей благоприятной или неблагоприят-
ной аффективной установке обследуемого по отношению к другим
людям - враждебно-защитной
С 60-х годов начал разрабатываться и получил широкое рас-
пространение тест Роршаха для исследования общения - Совмес-
тный тест Роршаха (СТР), используемый чаще всего для диагнос-
тики внутрисемейных отношений. Развитие семейного консульти-
рования и семейной психотерапии послужило толчком к созданию
ряда методик, нацеленных на диагностику семейных отношений. К
ним прежде всего следует отнести тест семейных установок (Jackson
L., 1950), тест семейных отношений (Bene L., Antony S., 1957), «ки-
нетический тест рисования семьи» (Bums R., Kaufman S., 1972) и его
варианты.
|