58
Шпильрейн, П. П. Блонский, социолог В. А. Кузьмичев и др.
В США тогда же квалификацию в исследования материалов
массовой коммуникации вводили М. Уилли, Г. Лассуэлл и другие. В
40-50-е годы в США формируется специальный междисциплинар-
ный метод изучения документов - контент-анализ (content
analysis).
Позднее он проникает в европейские страны. В нашей стране с кон-
ца 60-х годов этот метод также получает распространение в социо-
логических и социально-психологических исследованиях (подробнее
см.: Семенов В. Е., 1983).
Сущность контент-анализа заключается в систематической на-
дежной фиксации заданных единиц изучаемого содержания и в их
квантификации. Делаться это может в самых разнообразных целях в
русле той или иной концептуальной схемы или теории, в том числе и
для нужд психодиагностики, для исследования межличностных и
межгрупповых различий и специфики, их динамики во времени. Ос-
тановимся на исследовательском опыте качественно-
количественного изучения документов, либо имеющем прямое от-
ношение к традиционной психодиагностике, а также к социально-
психологической диагностике, либо близком к психодиагностиче-
скому опыту.
Качественно-количественный анализ содержания в 20-е годы
использовал в своих работах известный русский советский исследо-
ватель биографических материалов Н. А. Рыбников, который, в ча-
стности, рассматривал автобиографии как психологические доку-
менты, документирующие личность и ее историю. Он разделял авто-
биографии на спонтанные и спровоцированные, понимая под по-
следними прием побуждения испытуемого говорить о себе, причем
говорить по определенному плану. Такой прием, по мнению Н. А.
Рыбникова, «гарантирует однообразие собираемого материала, что
имеет огромные преимущества, давая возможность сравнивать, объ-
единять, обобщать собираемые факты и т. д.» (Рыбников Н. А., 1930,
с. 40). Подобным образом им были, например, проанализированы
более 500 автобиографических сочинений детей рабочих, написан-
ных в 1926-1928 гг. При этом исследователь предлагал школьникам
описать свою жизнь, давая тему: «Как я живу теперь». В ходе анали-
за сочинений, в частности, прослеживалось, как распределяются по-
ложительные и отрицательные оценки школьниками своей жизни в
зависимости от возраста и пола.
Автор делает вывод, что в среднем девочки дают более высо-
кий процент положительных оценок, но этот перевес над мальчика-
ми у них приходится на младшие группы. В старших же группах они
уступают мальчикам. Причиной этого является возрастание нагруз-
ки по работе в семье у девочек старшего возраста.
Далее Рыбников анализирует «мотивы того или иного собы-
|