65
задачи из-за нехватки времени). Примеры интерпретации в случае
личностных опросников, состоящих из высказываний, предлагаемых
для подтверждения испытуемым: «подтверждение» (ответ «верно»),
«отвержение» (ответы «не согласен», «неверно»).
Суммарный балл по тесту подсчитывается с помощью ключа:
ключ устанавливает числовое значение исхода по каждому пункту.
Например, за правильное решение задания дается «+1», за непра-
вильное решение или пропуск - «О». Тогда балл буквально выражает
количество правильных ответов.
Исход по отдельному заданию подвержен воздействию не
только со стороны измеряемого фактора - способности или черты
личности испытуемого, но и побочных шумовых факторов, которые
являются иррелевантными по отношению к задаче измерения. При-
меры случайных факторов: колебания внимания, вызванные неожи-
данными отвлекающими событиями (шум на улице, стук в дверь и т.
п.), трудности в понимании смысла задания (вопроса), вызванные
особенностями опыта данного конкретного испытуемого, и т. п. По-
следовательность исходов оказывается последовательностью собы-
тий, содержащей постоянный и случайный компоненты. Как извест-
но, основным приемом, позволяющим устранить искажающее влия-
ние случайных факторов на результат (суммарный балл), Является
балансировка этого влияния с помощью повторения. При этом фак-
тически предполагается, что повторение обеспечивает рандомиза-
цию (случайное варьирование) неконтролируемого фактора, в ре-
зультате чего при суммировании исходов Положительные и нега-
тивные эффекты случайных факторов взаимопоглощаются (о меха-
низме рандомизации см.: Готтсданкер Р., 1982).
В оптимальном тесте набор и последовательность заданий ор-
ганизуются таким образом, чтобы повысить долю постоянного ком-
понента и сократить долю случайного в величине суммарного балла.
Тем не менее, несмотря на различные статистические ухищрения,
суммарный балл в психологических измерениях содержит несрав-
ненно большую долю случайного компонента, чем в обычных физи-
ческих измерениях. В силу этого суммарный балл оказывается опре-
деленным лишь в известных пределах, заданных ошибкой измере-
ния.
Для того чтобы оценить эффективность, дифференциальную
ценность всей процедуры измерения, необходимо соотнести разме-
ры ошибки измерения с размерами разброса суммарных баллов, вы-
званных индивидуальными различиями в измеряемой характеристи-
ке между испытуемыми. В терминах Статистики речь идет о сравне-
нии так называемой истинной дисперсии распределения суммарных
баллов с дисперсией ошибки. Именно этим обусловлен необходи-
мый интерес психометристов к распределению суммарных баллов.
|