73
непростых процедур, действию механизма наследственности.
В тех случаях, когда на большой выборке удается получить
нормальное распределение без каких-либо искусственных способст-
вующих этому мер, это опять-таки не означает вмешательства гене-
тики. Закон нормального распределения воспроизводится всякий
раз, когда на измеряемое свойство (на формирование определенного
уровня способностей индивида) действует множество разных по си-
ле и направленности факторов, независимых друг от друга. История
прижизненных средовых воздействий, которые испытывает на себе
субъект, также подобна последовательности независимых событий:
одни факторы действуют в благоприятном направлении, другие - в
неблагоприятном, а в результате взаимопогащение их влияний про-
исходит чаще, чем тенденциозное однонаправленное сочетание
(большинство благоприятных или большинство неблагоприятных),
т. е. возникает нормальное распределение. Массовые исследования
показывают, что введение контроля над одним из средовых популя-
ционных факторов (уровень образования родителей, например) при-
водит к расслоению кривой нормального распределения: выбороч-
ные кривые оказываются смещенными относительно друг друга
(Анастази А., 1982, с. 201). Эти результаты служат ярким подтвер-
ждением социокультурного происхождения статистических диагно-
стических норм, что одновременно служит основанием для серьез-
ных предосторожностей при переносе норм, полученных на одной
популяции, на другие популяции. Однородными можно считать
только те популяции, по отношению к которым действует одинако-
вый механизм выборки: ив ситуации создания (стандартизации) тес-
та, и в ситуации его диагностического применения. Здесь при-
ходится учитывать и такие нюансы выборочного механизма, как фе-
номен нормальных добровольцев. Если выборку стандартизации
формировать на студентах, добровольно согласившихся участвовать
в тестировании, а применение теста планируется на сплошных вы-
борках (в административном порядке), то это грозит определенными
ошибками в диагностических суждениях, так как психологический
портрет «добровольца» в существенных чертах отличается от порт-
рета испытуемого, соглашающегося на тестирование только под ад-
министративным давлением (Шихирев П.Н, 1979, с. 181).
Подсчет параметров и оценка типа распределения. Для описа-
ния выборочного распределения, как правило, используются сле-
дующие известные параметры:
1. Среднее арифметическое значение:
|