77
ность распределения.
Наличие значимой положительной асимметрии (см. рис. 2,а)
свидетельствует о том, что в системе факторов, детерминирующих
значение измеряемого показателя, преобладают факторы, дейст-
вующие в одном направлении - в сторону повышения показателя.
Такого рода отклонения появляются при использовании хрономет-
рических показателей: испытуемый не может решить задачу быстрее
определенного минимально необходимого периода, но может суще-
ственно долго задерживаться с ее решением. На практике распреде-
ления такого рода преобразуют в приближенно нормальное распре-
деление с помощью логарифмической трансформации:
j
j
y
z
ln
(3.1.11)
При этом говорят, что распределение хронометрических пока-
зателей подчиняется «логнормальному» закону.
Подобную алгебраическую нормализацию тестовой шкалы
применяют и к показателям с еще более резко выраженной положи-
тельной асимметрией. Например, в процедурах контент-анализа сам
тестовый показатель является частотным: он измеряет частоту появ-
ления определенных категорий событий в текстах. Для редких кате-
горий вероятность появления значительно меньше 0,5. Формула
преобразования
j
j
y
z
arcsin
(3.1.12)
позволяет придать необходимую 5-образную форму кумуляте.
Стандартизация шкалы. В психометрике следует различать две
формы стандартизации. Под стандартизацией теста понимают преж-
де всего стандартизацию самой процедуры проведения инструкций,
бланков, способа регистрации, условий и т. п. Без стандартизации
теста невозможно получить нормативное распределение тестовых
баллов и, следовательно, тестовых норм.
Под стандартизацией шкалы понимают линейное преобразо-
вание масштаба нормальной (или искусственно нормализованной)
шкалы. В общем случае формула стандартизации выглядит так:
M
S
X
x
z
i
j
,
(3.1.13).
где x
i
- исходный балл по «сырой» шкале, для которой
доказана нормальность распределения;
X
-
среднее арифметическое по «сырому» распределе-
нию; S - «сырое» стандартное отклонение;
М- математическое ожидание по выбранной стандартной шка-
ле;
|