80
1982.
Применение критерия Колмогорова не зависит от нормально-
сти целого распределения и от необходимости производить норма-
лизацию интервалов.
* * *
Итак, априорная предпосылка нормальности распределения
тестовых баллов основывается скорее на принципах операциональ-
ного удобства, чем на теоретической необходимости. Психометри-
чески корректные процедуры получения устойчивых тестовых норм
возможны с помощью специальных методов непараметрической
статистики (критерий «хи-квадрат» и т. п.) для распределений про-
извольной формы. Выбор статистической модели распределения -
законный произвол психометриста, пока сам тест выступает в каче-
стве единственного эталона измеряемого свойства. В этом случае
остается лишь тщательно следить за соответствием сферы примене-
ния диагностических норм той выборке испытуемых, на которой они
были получены. Произвольность в выборе статистической модели
шкалы исчезает, когда речь заходит о внешних по отношению к тес-
ту критериях.
Репрезентативность критериальных тестов. В таких тестах в
качестве реального эталона применяется критерий, ради которого
создается тест, - целевой критерий. Особое значение такой подход
имеет в тех областях практики, где высокие результаты могут дать
узкоспециализированные диагностические методики, нацеленные на
очень конкретные и узкие критерии. Такая ситуация имеет место в
обучении: тестирование, направленное на получение информации об
уровне усвоения определенных знаний, умений и навыков (При
профессиональном обучений), должно точно отражать уровень ос-
воения этих навыков и тем самым давать надежный прогноз эффек-
тивности конкретной профессиональной деятельности, требующей
применения этих навыков. Так возникают «тесты достижений», по
отношению к которым критериальный подход обнаружил свою вы-
сокую эффективность (Гуревич К. М, Лубовский В. И,, 1982).
Рассмотрим операциональную схему шкалирования, приме-
няемую при создании критериального теста. Пусть имеется некото-
рый критерий С, ради прогнозирования которого психодиагност
создает тест X. Для простоты представим С как дихотомическую пе-
ременную с двумя значениями: 1 и 0. С, = 1 означает, что j-й субъект
достиг критерия (попал в «высокую» группу по критерию), С
j
=0 оз-
начает, что i-й субъект не достиг критерия (попал в «низкую» груп-
пу). Психодиагност применяет на нормативной выборке тест X, и в
результате каждый индивид получает тестовый балл X
i
. После того
как для каждого индивида из выборки становится известным значе-
|