83
тизацию и сравнить их результаты (с точностью до целых значений
стандартных баллов).
6. Если совпадения не будет - нормальность отвергается; в
этом случае произвести проверку устойчивости распределения рас-
щеплением выборки на две случайные половины. При совпадении
нормализованных баллов для половины и для целой выборки можно
считать нормализованную шкалу устойчивой.
7. Проверить однородность распределения по отношению к
варьированию заданного популяционного признака (пол, профессия
и т. п.) с помощью критерия Колмогорова. Построить в совмещен-
ных координатах графики гистограммы и кумуляты для полной и
частной выборок. При значимых различиях разбить выборку на раз-
нородные подвыборки.
8. Построить таблицы процентильных и нормализованных тес-
товых норм (для каждого интервала равнозначности сырого балла).
При наличии разнородных подвыборок для каждой из них должна
быть своя таблица.
9. Определить критические точки (верхнюю и нижнюю) для
доверительных интервалов (на уровне Р < 0,01) с учетом стандарт-
ной ошибки в определении среднего значения.
10.
Обсудить конфигурацию полученных распределений с
учетом предполагаемого механизма выполнения того или иного тес-
та.
11. В случае негативного результата: отсутствия устойчивых
норм для шкалы с заданным числом градаций (с заданной точностью
прогноза критериальной деятельности) - осуществить обследование
более широкой выборки или отказаться от использования, данного
теста.
3.2. НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТА
В дифференциальной психометрике проблемы валидности и
надежности тесно взаимосвязаны, тем не менее мы последуем тра-
диции раздельного изложения методов проверки этих важнейших
психометрических свойств теста.
Надежность и точность. Как уже отмечалось в разделе 3.1, об-
щий разброс (дисперсию) результатов произведенных измерений
можно представить как результат действия двух источников разно-
образия: самого измеряемого свойства и нестабильности измери-
тельной процедуры, обусловливающей наличие ошибки измерения.
Это представление выражено в формуле, описывающей надежность
теста и виде отношения истинной дисперсии к дисперсии эмпириче-
ски зарегистрированных баллов:
|