рамках одной широко разделяемой концепции на природу задач общественной теории
концепции, которая субстанциально отлична от позитивистской, имеющей ранее
консенсус мнений и в своем основании технически более тонко разработанной, чем
позитивистская»
21
. Это значит, что «мы являемся свидетелями появления определенной
степени согласия с социальной теорией и этот консенсус соответствует реалистической
теории науки и концепции умеренного натурализма социальных наук»
22
.
Эта концепция образует ядро общественных наук. Она явно видна в них на
современном уровне развития, но может быть легко установлена и в классической
социологии, в трудах ее основоположников. Аутвейт предпринимает попытку «оценить
социологическую традицию с точки зрения трансцендентального реализма»
23
. Он
пишет в книге: «Я сосредоточусь на Марксе, Дюркгейме, Максе Вебере и Парсонсе, так
как считаю, что именно они в дальнейшем определили ключевые направления в
социологии»
24
. Исходить следует из положения, что «в общественных науках имеет
значение последующее очищение, суть которого в выделении первичных
элементов объяснения (explananda), предшествующих каким-либо
научным описаниям, которое должно выявить «повседневные» концептуализации,
производимые людьми, участвующими в общественной жизни»
25
.
Руководствуясь этими предпосылками «объяснения социологической теории»,
Аутвейт заявляет далее: «Я буду наводить на мысль, что в значительной степени
скрытая метатеория Маркса является, по сути, реалистической, метатеория Вебера лучше
поддается описанию в терминах конвенционалистских построений, в то время как
позиция Дюркгейма оказывается где-то посредине»
26
. А вот результат проведенного
разъяснения и оценки: 1. «Эти метатеоретические преимущества в большой степени
предопределяют силу общей теории общества Маркса». 2. «Неясная комбинация
реализма с эмпиризмом в позиции Дюркгейма... фактически вынуждает его
формулировать неубедительные и несвязные объяснения»
27
. 3. «Намерения Вебера
достаточно ясны и определенны. Он хочет сочетать субъективный характер
общественных наук или наук о культуре с объективными критериями оценки их
результатов... Но даже если мы готовы разделить оптимизм Вебера относительно
объективности результатов, то все же остается открытой проблема места понятий
«идеальных типов», которое колеблется между сферой результатов и сферой
ценностно определенных интересов. Вебер хотел бы рассматривать их исключительно
как инструменты, но не в состоянии это сделать последовательно, не впав в некоторого
рода эмпиризм»
28
». 4. «Содержательная концепция Парсонса, основывающаяся на
недоказанном положении о внутренне аналитическом характере социологии,
опирается, в свою очередь, на позитивистское понимание отношения между наукой и
ее предметом. Дух Дюркгейма присутствует в метатеории Парсонса равно как и в его
субстанциальной теории»
29
.
Вывод очевиден. Правда, на протяжении всей книги Аутвейт подчеркивает и особо
акцентирует в заключении, что «...реализм вовсе не обязан льстиво возводить
существующие специальные науки в ранг вещественных социальных и
интеллектуальных форм в большей мере, чем конкретные теории и методы внутри
этих наук. Притязания реализма слабее, но нам важно, что онтологические
обязательства, будь то со стороны общих гносеологии или специальных научных
теорий, неизбежны и должны рассматриваться серьезно»
30
. Тем не менее несколько
ранее он замечает, что, «однако, философская метатеория часто имеет существенные
последствия»
31
.
Рассмотрению этого положения он посвятил целый раздел,
обосновывая отношение между сознательным и последовательным
метатеоретическим реализмом и познавательной плодотворностью некоторых
социологических теорий, где, между прочим, высказано следующее мнение о
творчестве Парсонса: «...итак, здесь мы имеем дело с одним из примеров сложного и
|