наблюдения»? Неужели отказ
О
т серьезного рассмотрения проблемы индукции, которая
есть онтологически-эпистемологически-методологическая проблема отношения
действительности к знанию о ней, призван обеспечить «новому реализму» возможность
удержаться в «золотой середине» между эмпирией и спекуляцией? Вряд ли это
стратегически результативный ход мысли.
Если «первым принципом» «нового реализма» выступает положение: «Сущности не
должны умножаться без необходимости, но и не должны исключаться только потому,
что они ненаблюдаемы»
47
,
то разве возможно применять индуктивные методы к
«реальности», которая «не поддается наблюдению» и не является «множеством»? Но, в
свою очередь, если «реалистское понимание объяснения предполагает постулирование
объяснительных механизмов и попытку продемонстрировать их существование»
48
, что
можно сделать: а) положительно, постулировав возможный механизм и используя
свидетельства в пользу или против его действительного наличия; б) отрицательно,
элиминировав возможные альтернативы
49
, то, безусловно, без «теории индукции,
являющейся проклятьем философии» (Уайтхед), обойтись нельзя. Ведь сущностью
экспериментальной демонстрации является принципиальная повторяемость
замеченного (сенсорно уловленного) явления. Старая юмовская проблема индукции
также не решена и «новым реализмом». (На мой взгляд, следует также понимать, что
элиминирование «возможных альтернатив» происходит после их предварительной
фальсификации экспериментальным образом.) Как согласовать «реалистическое
понимание объяснения» с оценкой роли эксперимента, данной в другом месте книги:
«Экспериментирование имеет смысл, только если экспериментатор создает секвенцию
событий, но не сам закон причинности, который стремится открыть. Поскольку явления
случаются лишь в открытых системах, то их постоянное самопоявление, предполагаемое
эмпиристски-причинным объяснением, возможно только как результат изолирования
эксперимента...»
50
В противоположность эмпиризму «»умеренный натурализм»
утверждает, что: 1. Закон независим от эмпирической регулярности (последняя не
является ни необходимым, ни достаточным условием установления закона). 2. Закон ни
подтверждается, ни отрицается появлением эмпирической регулярности»
51
Поскольку относительно причинного объяснения в общественных науках Аутвейт
замечает, что «ввиду открытого характера общественных систем» «для практических
целей мы можем в социальной науке забыть о замкнутости»
52
, то можно было бы
предполагать, что вопрос о ценности эксперимента для объяснения в общественных
науках временно (по крайней мере) отстранен. Тем не менее я настаиваю, что такой
вывод не согласуется с реалистической моделью объяснения, предложенной Аутвейтом.
Можно ли утверждать, что в предлагаемой модели объяснения речь идет о каком-то не
эмпирическом и не индуктивном способе собирания свидетельств за или против,
постулируемого для объяснения общественных явлений механизма?
Не умножая более примеров, я считаю, что «новому реализму» предстоит еще
проделать большую работу. Главная задача, стоящая перед ним, на мой взгляд,
заключается в том, чтобы выработать последовательную метатеоретическую позицию,
связывающую три основные аспекта теоретизирования онтологию, гносеологию и
методологию. Представленный в книге У. Аутвейта «новый реализм» недостаточно нов,
чтобы помочь в выполнении этой задачи. Он содержит в себе все неразрешимые
проблемы старой эпистемологи-ческой перспективы, навязанной новой философии и
современной науке дуалистической картезианской метафизикой. Созданная со-
зерцательной эпистемологией научная рациональность является формой, не достаточной
для общественных наук, и особенно для социологии. Все четче указывают на это
появляющиеся «альтернативные» теории рациональности (прежде всего, «критическая
теория»), но они еще слишком слабы и зависимы от созерцательной концепции
познания, чтобы стать плодотворной альтернативой. Пока же мы вновь и вновь
|