Navigation bar
  Print document Start Previous page
 124 of 301 
Next page End  

эмпирицистской онтологии. В обоих случаях остаточный эмпирицизм сдерживает и в
конечном счете уничтожает реальное научное продвижение
19
. Ибо так же
бесплодно пытаться укрепить понятие социального на основе категории группы,
как пытаться обосновать понятие необходимости на опыте. Я думаю, что по-
настоящему сделал попытку сочетать реалистскую онтологию и реляционную социоло-
гию Маркс
20
. Подытожим наши четыре направления общественной мысли в таблице.
Таблица 2.1. Четыре направления общественной мысли
Утилитаризм
Вебер
Дюркгейм
Маркс
эмпирицистский
неокантианский
эмпирицистский
реалистский
Индивидуалистский
индивидуалистский
коллективистский
реляционный
NB. Понятия, относящиеся к методу (социальной эпистемологии),
опираются на фундамент общей онтологии; понятия, относящиеся к объекту
(социальной онтологии), подкрепляются общей эпистемологией.
Следует заметить, что поскольку отношения между отношениями, составляющие
собственно предмет социологии, могут быть внутренними, то, вообще говоря, только
категория тотальности в состоянии адекватно выразить его. Некоторые проблемы,
вытекающие из этого, будут рассмотрены ниже. Но сперва я хочу разобрать природу
связи между обществом и сознательной деятельностью людей.
О связи «общество/личность»
Теперь в обычае делить социологическую теорию на два лагеря: в одном,
представленном прежде всего Вебером, социальные объекты рассматриваются как
результаты целенаправленного или осмысленного человеческого поведения (или как
образованные им); в другом, представленном Дюркгеймом, они видятся как обладаю-
щие своей собственной жизнью, внешней и принудительной к индивиду. С известной
натяжкой разнообразные школы общественной мысли — феноменологию,
экзистенциализм, функционализм, структурализм и т. д. можно тогда трактовать как
варианты той или иной из этих позиций. И разновидности марксизма аккуратно укла-
дываются в эту схему. Эти два стереотипа можно изобразить в диаграммах.
Возникает искушение попробовать развить общую модель, способную синтезировать
эти конфликтующие перспективы, предположив диалектическую взаимосвязь между
обществом и людьми. Я хочу обсудить возможный вариант такой модели, наиболее
убедительно защищаемый Питером Бергером и его сотрудниками
21
(...)
Hosted by uCoz