теоретического и политического предела.
В согласии со сказанным я хочу провести резкое различие между происхождением
(генезисом) человеческих действий, уходящим корнями в разумные причины,
намерения и планы людей, с одной
с
тороны, и, с другой, структурами,
направляющими воспроизводство и преобразование видов социальной деятельности; и,
следовательно, между сферами психологических и обществоведческих дисциплин.
Проблема, как люди воспроизводят какое-либо кон-
к
ретное общество, подлежит
ведению некоей промежуточной науки «социопсихологии». Следует усвоить, что
вовлеченность в социальную деятельность это, само по себе, сознательное
человеческое действие, которое, в общем, можно описывать либо, исходя из разумных
соображений субъекта в пользу участия в нем, либо в категориях его социальной
функции или роли. Когда практическое действие видится с точки зрения
определенного процесса, человеческий выбор становится функциональной
необходимостью(..) Предлагаемую мною модель связи «общество/ личность» можно
суммировать так: люди не творят общество. Ибо оно всегда предшествует им и
составляет необходимое условие для их деятельности. Скорее на общество должно
смотреть как на совокупность структур, обычных практических процедур и условностей,
которые индивиды воспроизводят и преобразуют, но которые реально не существовали
бы, если бы они этого не делали. Общество не существует независимо от человеческой
деятельности (ошибка реификации). Но оно и не продукт ее (ошибка волюнтаризма).
Процессам, посредством которых востребуются и поддерживаются накопленные
умения, навыки, мастерство, свойственные данным социальным контекстам и
необходимые по отдельности или вместе для воспроизводства и преобразования
общества, можно бы дать родовое название «социализация». Важно подчеркнуть, что это
воспроизведение и/или преобразование общества хотя большей частью совершается
бессознательно, тем не менее является еще и неким достижением, результатом
искусного исполнения активными субъектами, а не механическим следствием
предшествующих условий. Эту модель связи общества и личности можно изобразить
так:
Общество, следовательно, обеспечивает необходимые условия Для
целенаправленного (интенционального) человеческого действия, и целенаправленное
человеческое действие есть необходимое Условие жизни общества. Общество
существует только в человеческом действии, но человеческое действие всегда
выражает и использует ту или другую социальную форму. Однако ни общество, ни
Действие нельзя отождествлять, сводить одно к другому, объяснять или
реконструировать друг из друга. Существует онтологический Разрыв между обществом
и людьми и, кроме того, особый способ связи (именно, преобразование), который
другие модели обычно игнорируют.
Заметим, что по модели I имеются действия, но нет условий; по модели II налицо
условия, но нет действия; по модели III нет различения между этими двумя сферами.
Так, например, по Дюркгейму субъективность склонна являться только в одеянии
внутренне усвоенной формы социального принуждения. Но, вопреки волюнтаризму,
должно быть равным образом ясно, что реальная субъективность требует условий,
ресурсов и средств для действования творческого субъекта. Такие материальные
причины можно считать, если угодно, результатами предыдущих объективации. Но в
любом деянии они аналитически не устранимы и фактически необходимы.
«Предданныи» компонент в социальном действии никогда не может быть сведен к нулю,
|