сформировалось, причем сформировалось в контексте тогдашнего
понимания
социальности, в котором государство выступает как цель и завершение домохозяйства
и поселения, т. е. как наибольшее государство, как государство государств как
Империя. Реальностям империи больше соответствует и новое понимание человека,
пренебрегающее достоинством полисного гражданства
40a
, универсальное и в конце
концов уже не различающее свободного и раба, грека / римлянина и варвара. Самое
существование Империи, простирающейся почти необозримо далеко и в тенденции
поглощающей (обнимающей собой) все сообщества, осознавалось как факт этический и
правовой. Непосредственно отсюда нельзя выводить социологические идеи. Однако
тут все взаимосвязано.
Посмотрим, например, как в современном географическом труде излагается понятие
пространства: «Земное пространство не имеет границ, но не протягивается при этом
беспредельно во всех направлениях. Оно сферично по форме и в силу этого замкнуто,
быть может, являя собой миниатюрную копию искривленного пространства Вселенной...
Земное пространство заполнено самыми разнообразными как вещественными, так и
невещественными субстанциями, которые сосуществуют на поверхности Земли....
Перекрещивающиеся взаимосвязи вещей и событий разного происхождения на по-
верхности Земли образуют системы функционально связанных элементов...»
40b
?
Очевидно, что и современный социолог, рассуждающий, как Луман, о «мировом
обществе» или, как И. Уоллерстейн, о «мировой системе»
41
, имеет в виду
специфическое преломление той же реальности, что и современный географ.
Современное общество безгранично, но не беспредельно, подобно той земной
поверхности, которую оно занимает. Именно исходя из этой аналогии нам легче будет
подойти к идее о значении Империи. Ибо такая непосредственная аналогия
географическое / социологическое это тоже вполне современное представление, в
котором уже отсутствуют традиционные представления о части и целом. В
современной идее мирового общества уже отсутствует то единство «порядка и локали-
зации», о котором говорил Карл Шмитт
41a
. Империя это не часть более обширного
государства, это не часть и не местоположение в пространстве мира, даже если судить о
нем по тогдашним географическим представлениям. Это идея социума,
организованного как пространство закона.
Однако о какой Империи может идти речь? История Римской империи
демонстрирует известную ограниченность и политического, и правового, и этического
универсализма. А. Демпф говорит об этом весьма точно: «Всемирно-исторической
заслугой Константина (речь идет о Константине Великом. А. Ф.) является то, что он
увидел свою задачу в необходимости поддержать бессильное и бесправное в миру
Христианство. Римское государство на стадии вполне сформированного абсолютизма
находилось в двойственной ситуации. У него была безусловная власть, но
отсутствовало доверие народа, °но было почти неограниченно в своем правотворчестве,
однако его праву недоставало общественного одобрения, которое только и делает
власть правом, этой народоопределяющей, формирующей силой нравственно-
правового строя народа. ...То, что Константин увидел в Христианстве свободный строй
доверия, воспитывающий народ авторитет и, через учительствующий авторитет,
общественное мировоззрение, это и есть политический смысл его эдикта о рели-
гии»
41b
. Однако это был еще далеко недостаточный шаг. Мы не можем, разумеется,
последовать за всеми рассуждениями Демпфа в его фундаментальном труде о
«Священной Империи». Приведем все же еще несколько безусловно важных для нас
высказываний.
«Деяние Константина, пишет далее Демпф, лишь наполовину достигло своей
цели. Правда, церковь стала имперской церковью, но она не есть народная церковь в
том большом смысле, что она охватывала бы один христианский народ с его
христианским государством»
42
. Христианский народ, народная церковь, христианское
государство и христианская культура возникают, по мысли Демпфа, лишь в Священной
Римской империи германской нации империи Карла Великого
43
. При этом «церковь
и государство различались между собой внутри охватывающего их Христианства, а это
для Запада было все известное ему человечество, сам мир как таковой»
44
.
Итак, христианский мир, христианская империя. Одно это могло бы увести наше
изложение бесконечно далеко, если бы мы обратились непосредственно к
первоисточникам. В нашем случае более целесообразно опереться на уже
|