Navigation bar
  Print document Start Previous page
 144 of 301 
Next page End  

существующие исторические труды, причем не столько философские, сколько
правоведческие. В их интерпретации даже достаточно традиционные общие харак-
теристики средневекового мировоззрения приобретают особый смысл.
Процитируем сначала классическое сочинение О. фон Гирке о И. Альтузии. Гирке
говорит о теократической идее, пронизывающей средневековое мировоззрение, о том,
что исходным тут было представление об универсуме, одушевленном Единым Духом,
и организме, образованном по Единому Закону (макрокосме), каждая часть которого
отражала целое (микрокосм). Поэтому и высшие принципы учения об обществе
заимствовались из этих представлений. Исходным принципом всякой социальной
конструкции считался при этом принцип единства. «Поэтому человечество в его
тотальности, понимавшееся как особое целое в мировом целом, имеющее особую
совокупную цель, выступало как основанное самим Богом и монархически
управляемое единое государство (в примечании к этому месту Гирке приводит
основные понятия: "corpus mysticum", "univer-sitas", "respublica", "communutas",
"politia", "populus unus", "ec-clesia" в самом широком смысле — все они означают это
единое, большое государство), которое должно было находить выражение во вполне
двуединых порядках: универсальной церкви и универсальном царстве, и каждое
частное целое, церковное или светское, выводило опять-таки из этого высшего
учреждающего единства свою особую единую сущность»
44a
. Любопытнейшим образом
эту общую характеристику мы сможем конкретизировать, обратившись к работе
другого крупного правоведа, специалиста по международному праву ф. А. фон дер
Хайдте, «Час рождения суверенного государства». Охарактеризовав идею сведения
множества к единству (то, чем является целое относительно своих членов, само опять-
таки есть член большего целого, и т. д., пока все частичные целые не сольются «в
единую совокупность, в духовную целостность космоса, в Бога»
45
), он доказывает
далее, что для политического мышления той эпохи не характерно соотнесение
индивида непосредственно с объемлющим целым Империи. Напротив, подчеркивалась
ступенчатая связь через промежуточные сообщества и союзы. А с этим сопрягается и
третья особенность: «Космополитические идеи, идеи угодного богу человеческого
сообщества знала и древность, знала, прежде всего, идущая к закату античность: в
конечном счете ей мерещилось именно всемирное гражданство, именно мировое госу-
дарство, непосредственными членами которого являются отдельные люди. Лишь
средневековью известна мысль об органически расчлененном, охватывающем всю
землю сообществе, сообществе, которое образуется не непосредственно из отдельных
индивидов как граждан мира, но — как communitas communitatum — органически
составляется из ряда союзов господства и лишь через целый ряд промежуточных
ступеней ведет к отдельному человеку»
46
. Это органически расчлененное сообщество и
есть «Священная империя».
Хайдте — вслед за Гирке — не склонен отождествлять современное и
средневековое понятие государства и признает справедливость предложенного им
понятия «товарищества»
47
. Впрочем, вслед за Г. Миттайзом (на которого мы еще
будем ссылаться), он и не противопоставляет «государство» и «рейх», хотя основная
схема его рассуждения именно такова: собственно государства возникли, только
вычленившись из «рейха», из Империи.
По мнению Гирке, поколеблено это целостное мировоззрение было сначала
именно со стороны церкви, когда Папа Григорий VII
(1073—1085) объявил
государство делом дьявола и творением греха — дабы подчеркнуть, что государство
освящается лишь церковью. Тем настойчивее отстаивали «государственники» идею о
непосредственно божественном происхождении светской власти. Однако уже в эпоху
средневековья теократическая идея была поколеблена и окончательно разрушена
новой философией государства, испытавшей значительное влияние античных
концепций. Так, акцентирование естественных влечений как причины возникновения
государства все больше вытесняет идею Бога-учредителя и т. д. Новое возрождение
теократического начала связано с Реформацией, и именно противники Реформации,
мыслители Доминиканского и Иезуитского орденов, выдвинули на передний план
светскую конструкцию государства
47a
.
Hosted by uCoz