40b. Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры. История географических идей.
М., 1988. С. 516.
41. См.: Luhmann N. Die Weltgesellschaft. In: Idem. Soziologische Aufklarung 2.
Opladen, 1975. P. 51 71. Wallerstein I. Societal Development, or Development of
the World-System?// International sociology. 1986. vol. 1. n 1. P. 3 17.
41а. S с h m i 11 C. Der Nomos der Erde im Volkerrecht des Jus Publicum Europaeum.
Koln, 1950. P. 1320.
41b. D e m p f A. Sacrum Imperium. Geschichts-und Staatsphilosophie des Mit-telalters
und der politischen Renaissance. Munchen u. Berlin, 1929. P. 106 107.
42. Ibid., P. 126.
43. Ibid., P. 136.
44. Ibid., P. 134.
44а. G i е г k e O. v. Johannes Althusius und die Entwicklung der naturrechlichen
Staatstheorien. Breslau, 4 1929. P.61; Anm. 12. Приведем еще принципиально важное
рассуждение Карла Шмитта о пространстве закона: «Охватывающее
международно-правовое единство европейского Средневековья называлось
«Respublica Christiana» и «Populus Christianus». Оно имело ясную локализацию и
ясный строй. Его номос был определен следующими членениями: территория не-
христианских, языческих народов есть область христианской миссии; папа может
своим поручением предназначить ее для исполнения христианской миссии какому-
либо христианскому князю. Византийская империя, в которой находит свое
непрерывное продолжение Римская империя, это отдельная проблема права
народов, но практически она затрагивает лишь Балканы и Восток. Территория
исламских царств считалась враждебной областью, которую можно было завоевать
и аннексировать крестовыми походами. ...Существенно, что внутри христианской
области войны между христианскими князьями суть войны огороженные. Они
отличаются от войн против не-христианских князей и народов. Внутренние,
огороженные войны не устраняют единства Respublica Christiana. ...Единство этой
Resrublica Christiana находило адекватные ему ряды порядка в Imperium и
Sacerdotium, а в императоре и папе своих зримых носителей. Сопряжение с
Римом означало продолжение античных локализаций, продолжаемых далее
христианской верой. И потому история Средневековья это история борьбы за
Рим, а не против Рима. ... В конкретной, ориентированной на Рим локализации, а не
в нормах и всеобщих идеях заключена непрерывность связи, соединяющей
средневековое право народов с империей» (S с h m i 11 С. Op. cit., P. 27 29).
45. Heydte F. A Frhr v. d. Die Geburtsstunde des souveranen Staates. Regens-burg, 1952.
P. 14.
46. Ibid., P. 16.
47. Ibid., P. 17, Anm. 1.
47a Gierke 0. v. Op. cit., P. 63.
48. H e у d t e Frhr. v. d. Op. cit., P. 4243.
49. Ibid., P.127.
50. Цитаты из «Монархии» в русском переводе В. П. Зубова мы приводим по изда-
нию: Данте Алигьери. Малые произведения. М., 1968. С. 305 362. Латинский
текст сверялся по изданию: Dante Alighieri. Monarchia. Studienausgabe.
Lateinisch/Deutsch. Stuttgart, 1989.
50a В русском переводе не всегда отчетливо выражен временной, т. е. преходя-
Щий, характер Монархии. Важность этого момента применительно к христианской
Империи формулирует К. Шмитт: «Для этой христианской империи существенно
то, что это не вечное царство, но что она сохраняет в поле зрения и свой собствен-
ный конец, и конец нынешнего зона и, несмотря на это, способна все же быть
исторической силой. Решающим понятием, выражающим историческую силу ее
непрерывности, является понятие задержителя, Kat-echon'a. «Империя» тут это
|