существовать в локальных масштабах: во многих городах (например, в городах
Греции) или в каких-то особых группировках. В настоящее время порождаемая ею
солидарность приобретает конкретный смысл. Именно в этом плане можно говорить о
том, что некоторое обезличивание, являющееся следствием всемирного
распространения унифицированного образа жизни, а иногда и образа мыслей, может
соседствовать с повышенным значением определенных ценностей, которое им при-
дается определенными людьми. Так, мы становимся свидетелями все возрастающего
влияния средств массовой информации, стандартизации одежды, всеобъемлющего «fast
food» и одновременно с этим развития местных средств связи (свободное радио,
кабельное телевидение), успеха специфических видов одежды, продуктов или блюд,
типичных для той или иной местности. Последнее наблюдается в особых жизненных
ситуациях, когда возникает необходимость приспособиться к своему существованию.
Из этого следует, что технический прогресс не в состоянии уничтожить связующую
людей силу (от re-ligio), а иногда даже способствует ее укреплению.
В связи с тем что налицо пресыщение людей всякого рода абстракциями,
навязанными ценностями, нагромождением экономических и идеологических
построений, мы, не оспаривая этого факта, можем, однако, наблюдать, как внимание
людей сосредоточивается на целях, находящихся в непосредственной близости, на
действительной общности чувств, на всех тех вещах, что составляют целый мир
привычек, ритуалов, мир, принимаемый таким, как он есть (taken for granted). Именно
эта близость придает свой смысл тому, что принято называть «божественное
социальное». Оно не имеет ничего общего с какими бы то ни было догмами или
официальными предписаниями и вновь затрагивает ту «языческую струну» в душе
человека, которая, сколь бы ни было неприятно это слышать историку, никогда
полностью не переставала звучать в народе. Подобно древним божествам Ларам
причине и следствию создания семьи божественное, о котором мы говорим,
позволяет вновь создать в обезличенных и неуютных столицах мира сообщества лю-
дей, своеобразные островки социального единения, где бы те ощущали тепло.
Головокружительное разрастание огромных столиц (точнее, мегаполисов), которое
предвещают нам демографы, может лишь благоприятствовать созданию «поселений
внутри города», если перефразировать известное название*. Мечта Альфонса Алле
осуществилась: крупные города превратились в просторы, на которых кварталы, гетто,
церковные приходы, территории и населяющие их племена пришли на смену
деревушкам, поселкам, коммунам и кантонам прошлых эпох. Но поскольку существует
необходимость объединения вокруг какой-нибудь титулованной особы, святой
покровитель, почитаемый и прославляемый, уступает место гуру, местной
знаменитости, футбольной команде или немногочисленной секте.
* Ville dans la ville (фр.) город в городе. Прим. перев.
Стремление «держаться вместе» является своего рода способом приспособиться,
«одомашнить» окружающий мир, который в противном случае представлял бы собой
угрозу. Практические исследования, проводимые в городской среде, прекрасно
отражают такого рода феномен. Анализируя социальные изменения, сопутствующие
городским миграциям в одном из городов Замбии, Б. Жюль-Розетт обращает внимание
на тот факт, что «есть жители, которые всегда принимали активное участие» в
переустройстве и расширении общины и уточняет: «Самой характерной чертой,
присущей многим из этих жителей, является их причастность к туземным африканским
церквам». Именно эта причастность и делает их наиболее заметными фигурами среди
других подгрупп общины
8
.
Таким образом, изменения, происходящие в городе, возможно, коррелируют со
стремительной дехристианизацией, однако они благоприятствуют религиозному
синкретизму, последствия которого пока непредсказуемы.
|