Редакторы и переводчик выражают признательность Вадиму Козовому за помощь
в переводе трудных фрагментов текста, а также Феохарию Харлампиевичу Кессиди
за консультации при переводе понятий античной философии. Прим. ред.
6 января 1982
Забота о себе и самопознание
В каких символах мысли объединились в западной античности субъект и истина?
Существует центральная концепция, позволяющая приступить к рассмотрению
данного вопроса: epimeleia/cura sui («забота о самом себе»). До настоящего времени
проблема субъекта и его познания звучала иначе: согласно Дельфийскому оракулу,
«познай самого себя». Однако призыв к самопознанию \ всегда сопровождался
требованием «проявить заботу о самом себе».
Между этими двумя видами требований существует отношение зависимости:
самопознание есть лишь частный случай заботы о себе, лишь ее конкретное
применение. Epimeleia это философский принцип, преобладающий в греческом,
эллинистическом и римском образе мысли. Такой тип философского мышления
воплощен в учении Сократа, который разговаривает с людьми на улицах, обращается к
молодежи в гимназиях с одним вопросом: заботишься ли ты о себе? (Что
подразумевает отказ от некоторых более прибыльных видов деятельности, например
ведения войны или исполнения государственных обязанностей.)
Проявлять заботу о самом себе следует не только потому, что это является условием
доступа к философской жизни в полном и точном значении данного слова. Ниже я
постараюсь показать, что принцип, согласно которому необходимо проявлять заботу о
самом себе, вообще является основой рационального поведения в любой форме
активной жизни, стремящейся отвечать принципу духовной рациональности.
Концепция epimeleia просуществовала вплоть до христианства, где она обнаруживается
вновь в александрийской духовной традиции как в виде концепции заботы у Филона и
Плотина, так и в виде христианской аскезы Григория Нисского: в его трактате «О
девственности» забота о самом себе начинается с безбрачия, понимаемого как избав-
ление от брака.
В концепции epimeleia следует различать такие аспекты:
во-первых, налицо тема некоего общего отношения, своеобразной манеры
смотреть на мир, действовать, вступать в отношения с другими людьми. Epimeleia
это все: некое отношение к самому себе, к другим, ко всему на свете;
во-вторых, epimeleia seauton это своего рода форма внимания, взгляда. Забота о
себе подразумевает переключение взгляда, перенесение его с внешнего, окружающего
мира с других и т. д. на самого себя. Забота о себе предполагает своего рода
наблюдение за тем, что ты думаешь и что происходит внутри твоей мысли;
в-третьих, epimeleia также всегда означает определенный образ действий,
осуществляемый субъектом по отношению к самому себе, а именно, действие, которым
он проявляет заботу о самом себе, изменяет, очищает, преобразует (transforme) и
преображает (transfigure) себя. Для достижения этого результата необходима
совокупность практических навыков, приобретаемых путем большого количества
упражнений, которые будут иметь в истории западной культуры, философии, морали и
духовной жизни долгосрочную перспективу. К ним относятся: техника медитации,
техника запоминания прошлого, техника изучения сознания, техника контроля за
любыми представлениями по мере их появления в сознании.
Наконец, понятие epimeleia содержит свод законов, определяющих способ
|