существования субъекта, его отношение к окружающему, определенные формы
рефлексии, которые, благодаря своим собственным характеристикам, делают из этого
понятия исключительный феномен не только истории представлений, но и истории
самой субъективности или, если угодно, истории практических применений
субъективности.
Почему западная философия предпочла самопознание заботе о себе? На мой взгляд,
epimeleia представляется как нечто меланхолическое, сопровождаемое негативными
коннотациями, неспособное дать всему обществу позитивную мораль. Напротив, в
античности это поняние всегда имело позитивное значение оно легло в основу
самых строгих моральных систем Запада. Христианство, не имеющее, как и всякая
религия, своей собственной морали, питается именно этой традицией. Таким образом,
налицо парадокс: предписание проявлять заботу о самом себе для нас означает скорее
эгоизм или уход в себя; напротив, оно в течение многих веков являлось
основополагающим принципом таких неукоснительно соблюдавшихся образцов
морали, как эпикурейская, киническая и т. п. Сегодня понятие заботы о себе несколько
отошло в тень. Дело в том, что эта неукоснительно соблюдавшаяся мораль,
исходившая из принципа «проявляй заботу о самом себе», и ее суровые правила были
заимствованы, что проявилось как в христианской, так и в современной
нехристианской морали, но уже в совершенно иных условиях. Мы перенесли эти
жесткие правила, которые обнаруживаются в структуре Кодекса, на другую почву,
приспособили к новым условиям, поместили в контекст всеобщей этики неэгоизма либо
под видом христианского отказа от самого себя, либо, в современной интерпретации,
под видом обязательств по отношению к другим, будь то отдельный человек,
сообщество людей или целый класс.
В результате этого парадокса забота о себе была оставлена без внимания. С одной
стороны, христианство интегрировало в свою мораль не-эгоизма духовное требование
проявлять заботу о самом себе. С другой стороны, глубинная причина этого не-
внимания обнаруживается в истории самой истины. Картезианство вновь переместило
акцент на самопознание и превратило его в основной путь постижения истины.
Философия и духовность
Что заставляет нас полагать, что истина существует? Назовем философией ту форму
мысли, которая пытается не столько распознать, где истина, а где ложь, сколько
постичь, что заставляет нас считать, будто истина и ложь существуют и могут суще-
ствовать. Назовем философией такую форму мысли, которая задается вопросом, что
позволяет субъекту постигать истину, ту форму мысли, которая стремится определить
условия и предельные возможности постижения истины субъектом. Если это назвать
философией, то, я полагаю, духовностью можно назвать тот поиск, ту практическую
деятельность, тот опыт, посредством которых субъект осуществляет в самом себе
преобразования, необходимые для постижения истины. Тогда духовностью можно
будет назвать совокупность этих поисков, практических навыков и опыта, которыми
должны быть очищение, аскеза, отречение, обращение взгляда внутрь самого себя,
изменение бытия, представляющие не для сознания, а для самого субъекта, для его
бытия ту цену, которую он должен заплатить за постижение истины.
Можно выделить три характеристики духовности.
1. Обладание истиной не является неотъемлемым правом субъекта. Чтобы ее познать,
он должен сам превратиться в нечто иное. Его бытие поставлено на карту: ценой
постижения истины является обращение субъекта.
2. Истина не может существовать без обращения или преобразования субъекта. Это
преобразование осуществляется: а) движением любви, посредством которого субъект
утрачивает свой статус; б) его работой над самим собой, что должно позволить ему
обрести способность постигать истину: движение аскезы.
3. Результатом постижения истины является ее возвращение к субъекту. Истина
|