Вот три основных линии эволюции понятия заботы: диететика (связь между заботой
и основным режимом существования тела и души), экономика (связь между заботой о
себе и социальной деятельностью) и эротика (связь между заботой о себе и любовными
взаимоотношениями). Диететика, экономика и эротика выступают как сферы
самореализации субъекта. Тело, окружение, дом эротика, экономика, диететика,
вот те три большие области, где в ту эпоху осуществляется самореализация субъекта
при постоянном переходе одного вида деятельности в другой. Необходимость
поддерживать определенный диететический режим заставляет человека заниматься
сельскохозяйственной работой, собирать урожай и т. д., т. е. переходить к экономике,
которая, в свою очередь, определяет внутрисемейные отношения и неизбежно связана с
проблемами любви. Самореализация субъекта предполагает новую этику в вербальных
отношениях с другими людьми.
Божественное самопознание
В структуре заботы о себе содержатся три ссылки на призыв «познай самого себя»
Дельфийского оракула (gnothi seauton). Прежде всего: чтобы начать заботиться о самом
тебе, Алкивиад должен задаться вопросом «кто я?» Затем, самопознание как
методологическое правило: к какому «Я» относится субъект заботы о самом себе? И,
наконец, эта референция проявляется со всей очевидностью: забота о самом себе
должна предстать в самопознании как ответ на вопрос: в чем состоит забота о себе?
Можно отметить, что как только была открыта область применения «заботы о себе»
и как только «Я» было определено как «душа», вся эта открытая таким образом область
оказалась перекрытой принципом «познай самого себя». Это можно расценивать как
вторжение gnothi seauton в пространство, открытое «заботой ° себе». Самопознание и
«забота о себе» переплетаются друг с другом; между ними существует взаимная
перекличка, и не следует пренебрегать ни одним из этих элементов в ущерб друтому.
Каким образом можно познать самого себя? В чем заключается самопознание? Мы
руководствуемся принципом, согласно которому для того, чтобы проявить заботу о
самом себе, нужно сначала себя познать. Чтобы познать себя, необходимо вглядеться в
элемент, идентичный своему «Я», всмотреться в него, поскольку он сам есть принцип
знания (savoir) и познания (соп-naissance), т. е. является божественным. Таким образом,
следует вглядеться в частицу божества, чтобы узнать самого себя, следует познать
божественное, чтобы познать себя.
Движение самопознания ведет к мудрости. Начиная с момента, когда душа овладеет
мудростью, она сумеет отличить истинное от ложного; она будет знать, как следует
себя вести, и, таким образом, она станет способной управлять. «Забота о себе» и
«забота о справедливости» одно и то же по сути.
Существует тройное отношение «заботы о себе» в политической, педагогической и
эротической деятельности.
1. Проявлять заботу о себе это не только привилегия правителей, но и требование,
предъявляемое к ним. Однако обязанность заботиться о себе имеет и более широкий
смысл она значима для всех людей, но со следующими ограничениями: а)
«заботиться о себе» говорят лишь людям, обладающим культурными и
экономическими возможностями, образованной элите (фактическое разделение); б) эту
фразу говорят лишь людям, способным выделиться из толпы (заботе о себе нет места в
повседневной практике; это свойство элиты нравственной разделение навязанное).
2. Педагогика страдает недостаточностью. Забота о себе должна проявляться во всех
мелочах, чего не может гарантировать педагогика; заботиться о себе следует в течение
всей своей жизни развитие зрелости. Молодые люди должны готовиться к зрелому
возрасту, а взрослые к старости, которая является завершением жизни.
|