3. Эротическое чувство юношей будет иметь тенденцию к исчезновению.
Эти три аспекта подвержены постоянным вариациям, которые составят
постплатоновский период истории «заботы о себе». Алкивиад представляет собой
типично платоновское решение данной проблемы, ее сугубо платоновскую форму, а не
общую историю «заботы о себе».
Понимание заботы о себе в платоновской и неоплатонической традиции
характеризуется, во-первых, тем, что «забота о себе» обретает свою форму и свое
завершение в самопознании, которое является если и не единственной, то, по крайней
мере, абсолютно суверенной формой по отношению к ней; во-вторых, тем, что
самопознание как высшее и независимое выражение своего * «Я» обеспечивает доступ
к истине, и именно к ней; наконец, постижение истины позволяет в то же время
признать существование божественного начала в самом себе. Познать самого себя,
познать божественное начало, узнать его в самом себе это, я полагаю, является
основополагающим в платоновской и неоплатонической форме «заботы о себе».
Одним из условий доступа к истине в учении Платона является отношение к себе и к
божественному; отношение к себе выступает как проявление божественного начала и
отношение к божественному для своего «Я».
Забота о себе как врачевание души
Самореализация: от невежества (как области референции) к критике (самого себя,
других, мира и т.д.). Образование представляет собой остов индивида перед лицом
событий. Самореализация перестает быть настоятельной необходимостью на фоне
невежества (Алкивиад), которое само не подозревает о своем существовании;
самореализация становится необходимой на фоне ошибки, на фоне дурных привычек,
на фоне всякого рода деформаций и ставших привычными и укоренившимися
зависимостей, от которых надо освободиться, отряхнуться. Речь идет скорее об
исправлении, об освобождении, нежели о формировании знания. Именно в этом
направлении будет развиваться самореализация, что представляется весьма
существенным. Даже если человеку не удалось «исправиться» в молодости, этого
всегда можно достичь в более зрелом возрасте. Даже если мы согбенны, существуют
различные средства, чтобы помочь нам «распрямиться», исправиться, стать тем, чем
мы должны были бы стать и чем мы никогда не были. Стать вновь тем, чем человек
никогда до этого не был, это, я думаю, один из основных элементов, одна из
главных тем самореализации.
Первым следствием хронологического перемещения «заботы о себе» с конца
юношеского возраста на взрослый период жизни является критическое отношение к
самореализации. Вторым следствием будет отчетливое и ярко выраженное сближение
самореализации и врачевания. Самореализация задумана как акт врачевания, как
терапевтическое средство. Терапевты находятся в корреляции между уходом за
человеком и уходом за его душой. Существует очевидная взаимозависимость между
философией и медициной, между практикой души и практикой тела. (Эпиктет считал
свою философскую школу лечебницей души.)
27 января 1982 Другой как посредник
Отношение к себе выступает отныне как задача самореализации. Эта задача есть
конечная цель жизни и в то же время самореализация редкая форма существования.
Самореализация конечная цель жизни любого человека, форма существования
только некоторых. Мы имеем здесь форму, лишенную такой крупной
трансисторической категории, как спасение. Однако нужно решить проблему
отношения к другому человеку как посреднику. Другой необходим в процессе
самореализации для того, чтобы форма, которую эта самореализация определяет,
действительно достигла своего объекта, то есть своего «Я». Другой необходим для
|