Navigation bar
  Print document Start Previous page
 172 of 301 
Next page End  

того, чтобы самореализация достигла того «Я», на которое она нацелена. Вот в чем
заключается главная формула.
Существуют три типа мастерства, три типа умения — techne, три типа отношения к
другому, необходимые для формирования молодого человека.
1. Наставление примером: пример великих людей и сила традиции формируют
модель поведения.
2. Наставление знаниями: передача знаний, манеры поведения и принципов.
3. Наставление в трудности: мастерство выхода из трудной ситуации, сократовское
techne.
Эти три типа мастерства покоятся на некой игре невежества и памяти. Незнание
неспособно выйти за собственные пределы, и необходима память, чтобы осуществить
переход от незнания к знанию (переход, который всегда осуществляется посредством
другого человека). Субъект должен стремиться не к тому, чтобы какое-то знание
пришло на смену его незнанию, а к тому, чтобы преобрести статус субъекта, которого
он никогда не имел до этого. He-субъекту следует придать статус субъекта, что опре-
деляется полнотой его отношений к своему «Я». Нужно создать себя как субъекта, и в
этот процесс должен вмешаться другой. Эта тема представляется мне достаточно
важной как во всей истории самореализации, так и, в самом общем виде, в истории
проблемы субъективности на Западе. Отныне наставник выступает в роли исполнителя
преобразования индивида и в его формировании как субъекта.
Stultitia и истинная воля
Stultitia представляет собой другой полюс самореализации (см.: Сенека). Чтобы
выйти из состояния невежества, нужно обратиться к «заботе о себе». Невежество
соответствует состоянию нездоровья; оно описывается как худшее из состояний, в
которых может пребывать человек, прежде чем он обратится к философии и к
самореализации.
Что означает stultus, Stultitia?
1. Открытость влияниям извне, абсолютно некритическое восприятие представлений.
Это означает смешение объективного содержания представлений с ощущениями и
всякого рода субъективными элементами.
2. Stultus — это тот, кто разбросан во времени, кто позволяет себя увлечь, кто ничем
не занимается, кто пускает свою жизнь на самотек, кто не направляет свою волю ни к
какой цели.
Жизнь его течет беспамятно и безвольно. Это тот, кто без конца меняет свою жизнь.
Вследствие этой открытости индивид, к которому приложим эпитет stultus, не
способен хотеть как следует. Его воля несвободна, она не всегда изъявляет свои
желания, она не абсолютна. Свободно хотеть значит в действительности не зависеть ни
от какого представления, события или склонности; хотеть в абсолютном плане не
значит стремиться обладать различными вещами одновременно (например, вести
спокойный образ жизни и быть знаменитым); хотеть всегда подразумевает желание, в
котором отсутствуют инерция и лень. Такое состояние противоположно состоянию
stultitia, которое есть не что иное, как ограниченная, относительная, фрагментарная,
изменчивая воля.
Что является подлинным объектом подлинной воли? Вне всякого сомнения, им
является собственное «Я». Это то, чего человек жаждет всегда, абсолютно и свободно;
«Я» — это то, что невозможно изменить. Но stultus не жаждет самого себя. Состояние
stultitia характеризуется размыканием, несостыковкой воли и своего «Я», их не-
Hosted by uCoz