существует в форме разрыва и изменения внутри собственного «Я», и, следовательно,
можно сказать, что оно представляет собой своего рода транссубъекти-вацию, то это
нельзя сказать об обращении, о котором идет речь в I в. н.э. и которое не является
транссубъективацией, способом маркировать в субъекте основную цезуру. Обращение
это долгий, непрерывный процесс, и я бы скорее назвал его не транссубъективацией,
а автосубъективацией. Каким образом можно установить, намечая самого себя в
качестве цели, адекватное и полное отношение самого себя к самому себе? Именно в
этом состоит суть данного обращения, и в таком понимании оно далеко от
христианской metanoia.
Начиная с XX в. понятие обращения снова приобретает свою значимость, особенно в
связи с выбором революционного пути и революционной практики. На смену Церкви
приходит Партия, объединяющая и организующая революционеров. Это заставляет нас
вернуться к основному вопросу нашего курса: каким образом изречение истины и
управление собой и другими людьми связываются и сочленяются между собой?
Продуктивное познание ethos
Ethopoieien значит творить ethos, преобразовывать ethos, манеру бытия или способ
существования индивида. Ethopoios это нечто, способное преобразовать образ
жизни человека, трансформировать его ethos. To, что введет в область знания цезуру,
и не ту цезуру, которая обратила бы в ничто некоторую содержательную часть
познания, это проявление этопойетического или не-этопойетического (ethopoietique
ou поп) характера знания. Познание полезно лишь в том случае, когда оно имеет
какую-то форму, когда оно функционирует таким образом, что оказывается способным
производить ethos. Познание мира представляется чрезвычайно полезным; оно может
создавать и вести к познанию других людей и богов. Именно так должно
характеризоваться познание, полезное для человека. Следовательно, вы видите, что
критика бесполезного знания вовсе не отсылает нас к валоризации другого знания и
другого содержания, которое было бы познанием нас самих и нашего внутреннего
мира. Она отсылает нас к другому функционированию того же знания внешних вещей.
На этом уровне самопознание вовсе не находится на пути к разгадке тайны сознания.
Такое толкование своего «Я» получит развитие впоследствии, в эпоху христианства.
Полезное познание, познание, затрагивающее проблему существования человека,
это тип относительного познания, одновременно утверждающий и предписывающий,
способный произвести изменение в способе бытия субъекта (см. тексты Эпикура:
«Ватиканские максимы», параграф 45, определение физиологии). Здесь можно конста-
тировать классическое противопоставление между paideia u physi-ologia. Фисиология
это не один из секторов знания, это познание природы в той мере, в какой оно
способно служить принципом, определяющим поведение человека, и критерием,
определяющим степень нашей свободы, а также в той мере, в какой оно способно
превратить человека того человека, который трепетал от страха и ужаса перед
лицом природы, в свободную личность, которая получит возможность обрести в самой
себе свою неистощимую и абсолютно спокойную волю.
Paresia, по сути, является не искренностью и не свободой слова, а техникой,
позволяющей наставнику использовать должным образом то, что может оказать
эффективное воздействие на работу по преобразованию его подопечного. Paresia это
техника, применяемая в отношениях между врачом и больным, учителем и учеником.
Это свобода действия, позволяющая использовать в области истинных знаний то
знание, которое больше всего подходит для изменения и улучшения субъекта. В своем
письме Геродоту Эпикур ссылается на такой тип рассуждения, в котором
одновременно говорится, что есть истина и что следует делать, рассуждение,
приоткрывающее истину и несущее в себе предписание. Он говорит: в своей свободе
фисиолога я скорее предпочту приблизиться к той формулировке оракула, в которой
|