пусть туманно, но все же изрекается истина, нежели ограничиться следованием
общепринятому мнению, которое, возможно, все одобряет и все понимает, но которое
ни в чем не меняет само бытие субъекта. Искусство и свобода фисиолога состоят в том,
чтобы пророчески возвещать лишь отдельным людям, тем, кто способен воспринимать
истинные откровения природы, какими бы они ни были, кто может действительно
изменить свой образ жизни.
Подлинное и приемлемое как для мудреца, так и для его ученика знание не должно
быть направлено на них самих и не должно превращать «Я» в сам объект познания; это
должно быть знание, нацеленное на вещи, на мир, на богов и на людей, результатом и
функцией которого должно быть изменение бытия субъекта. Необходимо, чтобы
субъект был затронут этой истиной.
17 февраля 1982
«Я» как точка и взгляд на мир сверху вниз
Сенека («Исследования о природе») устанавливает различие между двумя частями
философии: а) часть, касающаяся людей и всего, что необходимо совершить на земле;
б) часть, касающаяся богов, где описывается то, что происходит на небесах.
Между пунктами а) и б) существует различие и определенная последовательность.
Дело заключается в том, чтобы вырвать нас из тьмы и довести до того места, откуда
исходит свет. Следовательно, речь идет о реальном движении души, возносящейся
ввысь и вырывающейся из тьмы, которая есть принадлежность этого мира. Это
движение, будучи не простым изменением направления взгляда, а перемещением
самого субъекта, имеет, схематично, четыре характеристики:
1. Это движение есть бегство, в котором «Я» оказывается оторванным от самого себя
и которое завершает отрыв от недостатков и пороков.
2. Это движение, ведущее нас к Богу, но не в форме саморастворения в нем, а в
форме, позволяющей нам вновь обрести самих себя в своего рода при-родности (co-
naturalite), ко-функцио-нальности по отношению к Всевышнему. Человеческий разум
имеет ту же природу, что и божественный; он обладает теми же свойствами, играет ту
же роль, исполняет ту же функцию. Человеческий разум должен быть для самого
человека тем же, чем является божественный разум для мира.
3. В этом движении мы возносимся до самой высокой точки и одновременно, в тот
самый момент, когда мы оказываемся таким образом вознесенными надо всем тем, что
окружало нас в этом мире, мы получаем возможность проникнуть в самую глубинную
тайну природы. Душа достигает сокровенного лона природы.
4. Наконец, очевидно, что это движение, возносящее нас над миром и вместе с тем
открывающее нам тайны природы, позволит нам сверху бросить взгляд на землю. В тот
самый миг, когда, приобщаясь к божественному разуму, мы постигаем тайну природы,
мы можем осознать, сколь ничтожно малыми были мы сами.
Если для Платона самопознание означает необходимость отвернуться от этого мира с
тем, чтобы взглянуть на другой, то для Сенеки и стоиков это необязательно. Согласно
их концепции, общая и абстрактная теория изучения природы интерпретируется как
инструмент освобождения своего «Я». В этом смысле здесь налицо отход от той точки,
в которой мы находимся, отход, заставляющий нас самих быть в наших собственных
глазах тем, что мы суть, а именно точкой во всеобщей системе Вселенной. Это осво-
бождение реально осуществляет взгляд, который мы можем направить на всю систему
вещей, существующую в природе.
Вы видите, что в такого рода самопознании не возникает альтернатива: или человек
познает природу или самого себя. Действительно, он способен познать самого себя
лишь при условии, что имеет определенную точку зрения на природу познания,
|