Пускай вселенная полна
Исчадиями ада,
Нас не проглотит сатана,
Не нам бояться надо! Осилим его!
(Перевод В. Микушевича)
Так как эта вера является не чем иным, как твердой и непоколебимой жизненной
надеждой, она не есть только лишь ожидания и поиски, но внутреннее достояние и
обладание. "Ut credo, ita habeo" («Во что верю, то имею». Лат.). «Вера это нечто
всесильное, как и сам Бог»
17
. В преходящем мире и жизненной нужде вера дает то, что
есть вечная жизнь и вечная духовность. «Если ты веришь Христу и предан ему, то ты
освобожден от телесной и духовной смерти и уже имеешь вечную жизнь». «Нет
никакого различия между часом, когда ты поднялся до веры в Бога, и часом, когда ты
еще ничего не видел»
18
. Эта религиозная уверенность, побуждающая к жизни и
дарящая духовность, не может быть достигнута посредством собственных волевых
усилий; все этические и аскетические достижения, самое высокое моральное
совершенство не в состоянии произвести эту чистую религиозную уверенность. Она
должна зародиться спонтанно и свободно, с исконной свежестью и силой из глубин
постигшей Бога души; она для Лютера чудо, чистая милость Бога, действие
божественного Духа в душе. «Истинная вера это доверие к Христу в сердце, и это
доверие пробуждает в нас только Бог»
19
. Вера переживается не как экстатическое
блаженство мистики по ту сторону бодрствующего сознания в святой
бессознательности; она не имеет в качестве своей предпосылки опустошение и
сублимацию естественной Душевной жизни; она проявляется более всего ежечасно, в
простой обыденной жизни, в привычном состоянии бодрствования, без переживания
искусственного напряжения чувственной жизни.
Эта вера, которую Лютер достиг в длительной борьбе с монастырями, с точки зрения
психологии религии есть не что иное, как основной феномен библейско-пророческой и
исконно-христианской религии. Вера имеет ту религиозную силу, которую
прославляли древнейшие израильские исторические книги вслед за праотцами. И
«Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15, 6).
Доверчивую веру в Яхве постоянно требовали пророки от Израиля. «Если вы не
верите, то потому, что вы не удостоверены» (Ис. 7, 9), возглашал Исайя в еврейской
пословице, которая была точно воспроизведена Лютером. Надежда и доверие есть то
величественное настроение, которое было достигнуто великими израильскими бого-
мольцами Иеремией и псалмопевцами во время и после изгнания в тяжелой внутренней
борьбе. Вера дала Иисусу божественное имя «Абба». Вера высказана в его
парадоксально звучащем требовании о штурмующем небо усердии в молитвах; она
дала ему чудесную силу, двигающую горами:
????? ?????? ?? ????????? (
Мк. 9, 24)
(«все возможно верующему» (Мк. 9, 23)). «Праведный верою жив будет» (Рим. 1, 17)
вокруг этой центральной идеи собраны все мысли и чувства апостолов. В вере в
Христа постиг четвертый евангелист жизнь вечную:
? ?????????? ????? ???? ???????
(«верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ио. 6, 47)) это высказывание, а не идея
логоса Филона является лейтмотивом Евангелия от Иоанна. Учение Лютера о "sola
fides" («только верую») оказывается тем самым лишь наиболее острой и
последовательной формой выражения основного чувства библейской религиозности
как ветхозаветной, так и новозаветной.
Если «любовь» и «соединение» центральные понятия мистики, то доверчивая «вера»
центральный феномен евангелической набожности. Здесь, как и там, сознание Бога
есть излучение собственного основополагающего переживания жизни. Понятие
Божества мистики является лишь гипостазированием экстаза. Бог безличное Единое
(??,??, ?????), "spiritalis sub-stantia" («духовная субстанция»лат.), "lux
|