Аналогично и философская мысль, ищущая опоры для теологии, пришла к факту
веры «эго кредо» как к последнему основанию религиозного мировоззрения. Как
в «когито эрго сум», в опыте мысли Декартом было показано нерасторжимое единство
«только мыслимой сущности» и «реального» существования, слиянность мысли и
бытия, так же и в опыте веры, в акте веры, понимаемом как встреча с Богом, была
усмотрена та нерасторжимая связь человека и трансценденции, которая является
сущностью, самоцелью и в рассматриваемом контексте самооправданием рели-
гии. «Основное переживание религии встречу с Богом можно либо позабыть,
либо утратить, но нельзя опровергнуть», подчеркивал С. Н. Булгаков ¹. Но если
«основное переживание» религии представляет собой «встречу с Богом», то стержнем
абсентеизма, в свою очередь, оказывается переживание отсутствия Бога. Сталкиваются
два экзистенциальных опыта разных, но не разнородных. И потому-то и возможен
диалог между ними, что источник суждения о предмете спора - один и тот же:
личный опыт контакта с трансценденцией. Даже если такой опыт негативен он
получается из религиозного по своей сути источника и религиозным путем.
Секуляризм касается выводов, но не метода решения вопроса и даже не постановки
самого вопроса. Секуляризм оказывается мировоззрением, не имеющим своих корней и
своей базы, независимой от религии. Абсентеизм существует за счет религии, питается
ее же корнями, действует на ее территории. В попытке самообоснования он должен
применять ту же тактику, что и религиозное мировоззрение в конце концов в самом
же богооставленном человеке находит он свою опору и исходную свою интуицию. Вот
знаменитая исповедь Сартра, выражающая суть абсентеизма: «Я умолял, я
выпрашивал, слал послания к небесам никакого ответа. Я ежеминутно задавал себе
вопрос: что я в глазах Бога? Теперь мне известен ответ: ничто. Бог меня не видит, Бог
меня не слышит, Бог меня не знает. Ты видишь эту пустоту над нашими головами?
Видишь этот пролом в дверях? Это Бог. Видишь эту яму в земле? Это Бог. Это тоже
Бог. Молчание это Бог. Отсутствие это Бог. Бог это одиночество людей». Но
не обнаруживается ли тот же самый источник не только в абсентеизме, понимаемом
как несостоявшееся богообретение, ненашедшее богоискательство, но и в более
традиционных антирелигиозных доктринах? Изучение текстов показывает, что практи-
ка атеистического переживания мира, опыт безрелигиозного миро-чувствия и в этих
случаях предшествует теоретическим конструкциям. Просто этот источник не
подвергается рефлексии. Он действительно трудноуловим известно ведь, как трудно
заметить отсутствие предмета. Тем более отсутствие незнакомого предмета. Для
замечания отсутствия необходимо представлять себе предмет, которого нет, помнить о
нем. Нужно знать, что такое теизм, чтобы понять, что означает его противоположность.
Вот Гольбах: «Нам непрестанно повторяют, что наши чувства показывают нам лишь
оболочку вещей, что наш ограниченный ум не может постигнуть божества. Допустим
это. Но эти чувства не показывают нам даже оболочки божества»². Вот Писарев еще
более четко указывает методологию принятия такого решения основного вопроса
философии: «Идеалисты стремятся вывести истину из глубин собственного духа, а не
из фактов»³. Это высказывание русского материалиста не может не вызвать недоуме-
ния, во-первых, своим предельно наивным пониманием факта, во-вторых, довольно-
таки странным разведением сфер истинного и идеального, в-третьих, своим
поразительным нечувствием к проблематике духа. Можно достаточно легко
реконструировать возможную критику этого мировидения различными идеалистически
ориентированными методологическими и онтологическими течениями современной
философской мысли. Справедливости ради, однако, отметим, что среди самих русских
материалистов у наиболее глубокого и философичного из них А. И. Герцена
были попытки преодолеть такого рода нигилистическое отношение к области духа:
«Древний мир поставил внешнее на одну доску с внутренним; так оно и есть в природе,
но не так в истине дух господствует над формой»
4
.
|