то очень быстро разговор сбился с религии на аборты и на то, чему предпочтительнее
учить детей в школе: молитвам или правильному употреблению противозачаточных
средств. С другой стороны, не только содержание дискуссий, но и тон их оставляли
желать лучшего. Создавалось впечатление, что все участники спора или
религиозные консерваторы-фундаменталисты, или атеисты. Не слышалось голоса
людей (по крайней мере, в массовой печати), которые бы внесли в дискуссию ноту
раздумья; говорили только несомневающиеся и говорили безапелляционно. Русскому
трудно было чему-либо научиться, слушая эти споры; трудно было поверить, что
спорят люди, выросшие в культурном регионе, обладающем колоссальной религиозной
традицией. Не было увязки религиозных вопросов с базовыми основами здешней
общественно-культурной жизни. А между тем такая связь просматривается под любым
углом зрения: коснемся ли мы культуры, истории, даже географии Америки везде
мы столкнемся с религиозной проблемой в первую очередь. Сама география Америки
наталкивает на мысль о религиозном диссидентстве. Америка это выселки
инаковерующих, колония еретиков.
Вот, к примеру, тема, заслуживающая самого пристального внимания: верно или
неверно утверждение о безрелигиозности демократии, об отсутствии среди ее
духовных основ темы о вере? Николай Бердяев говорил, что демократия это
скептическая общественная гносеология. Для него эта черта демократии была
несомненным минусом (если не просто злом) манифестацией безверия, отказом от
истины. Демократия ему виделась задающей сама себе пилатовский вопрос перед
лицом Истины. При такой оценке трудно, конечно, говорить о вере, атеизм кажется
не только явлением, стилистически сродным демократии, но ее единственным
духовным фундаментом.
Между тем именно русский может многому научиться, размышляя о теме
«демократия и религия». Под этим углом зрения он сможет по-новому увидеть русский
опыт и из этого опыта извлечь кое-какой небесполезный комментарий к событиям и
тенденциям здешней жизни.
2
Начнем с упомянутого уже Бердяева, столкнем его с Петром Струве; обозначится
очень интересная конфронтация. О Струве ценное двухтомное исследование написал
Ричард Пайпс, и я отсылаю к нему читателей, интересующихся подробностями. Но
одной из этих подробностей я и сам хочу воспользоваться.
В 1929 году, уже в эмиграции, Струве написал о Бердяеве статью под названием «О
гордыне, велемудрии и пустоте». В ней есть такие слова:
«Несостоятельность и соблазнительность (Бердяева) в двух прямо
противоположных пороках. В отрешенности от живой жизни, с одной стороны, и, с
другой стороны, в горделивой мании от каких-то общих положений философского
или богословского характера прямо переходить к жизненным выводам конкретного
свойства. Это та ошибка, о которой в свое время, как о специфической слабости
многих русских философствующих умов, и в частности самого Бердяева, я уже писал,
ошибка короткого замыканияния.
В этом отношении советская власть оказала воистину медвежью услугу таким
людям, как Николай Александрович Бердяев, выслав их. Удаленные из той обстановки,
в которой они были поставлены лбом к стене, а спиной к стенке, люди, попав после
этого на вольную волю пусть убогого, но свободного «эмигрантского» существования,
свое собственное кошмарное стояние на коротком расстоянии между стеной и стенкой
превратили в какую-то историческую перспективу, и эту воображаемую историческую
перспективу одни стали для себя еще укорачивать, а другие наполнять мистическими
туманами.
|