непонимание и глухота к вопросам, которые по самой сути своей были и остаются
проблематичными?
Та критика цивилизации, которую дал Томас Манн, противопоставивший ей
культуру (еще до Шпенглера или одновременно с ним), должна войти как интегральная
часть в само понятие цивилизации, так же как и в ее духовную практику. Собственно,
книга Т. Манна и есть тот духовный концентрат, который должен быть включен в
число предметов здешнего аварийного запаса. Ценности Запада взяты у Т. Манна в
движении, в критической рефлексии, в моменте становления. Именно в процессе
критической рефлексии эти ценности осознаются у Т. Манна; они, как сказали бы
русские формалисты, выводятся из автоматизма восприятия, делаются заново
ощутимыми.
Томас Манн хотел в этой книге подвести итоги, на самом деле она оказалась
путеводителем или, лучше сказать, картой, на которую наносится маршрут
исследователя. Путь его к демократии это путь писателя, литератора, осознающего
свою проблематическую природу. Литература оказывается моделью политики и в
конечном счете демократии, демократической цивилизации. Общее у них ирония,
ибо ни политика, ни литература не должны, да и не могут по своей природе быть
радикальными; ни та, ни другая не знают общеобязательной истины и не выносят апо-
диктических суждений. «Аполитичной» оказывается в конечном счете сама политика
когда она правильно понята. Это и есть то, что Бердяев называл скептической
общественной гносеологией, говоря о демократии, но у Томаса Манна в признании
того же факта содержится уже не осуждение, а готовность приятия. Впрочем, одну
истину Т. Манн призывает понять до конца:
«Нужно до конца понять одну истину: тот, кто не привык говорить прямо и брать на
себя ответственность за сказанное, но дает говорить через себя людям и вещам, тот,
кто создает произведения искусства, никогда не принимает вполне всерьез духовные
и интеллектуальные предметы, ибо его работа всегда стремится брать их как материал
для игры, для репрезентации различных точек зрения, для диалектического спора,
всегда позволяя тому, кто говорит в данное время, быть правым».
Эксплуатируя Томаса Манна, можно сказать, что единственная реформа, которую он
не отказался бы осуществить на англосаксонском и латинском Западе, это
превращение республики адвокатов в республику писателей. И это отнюдь не потому,
что писателей он рассматривает как некий высший человеческий тип, совсем нет; не
наоборот ли? Именно проблематичная природа писателя, его фундаментальная
двусмысленность, готовность его молиться многим богам делают его фигурой,
адекватной демократии. Томас Манн пишет в своей книге, что он достаточно рано
открыл в себе способность думать двумя взаимоисключающими способами об одном
предмете. Такая и подобные способности необходимы демократическому
политику в первую очередь. Многочисленные критики демократии говорили в один
голос о том, что она страшно снижает и мельчит тип политика. Манн готов считать
такого «мелкого человека» более человечным. Демократия способствует скромности,
критической самооценке людей. В этом, конечно, немалое ее достоинство.
Поэтому принципиальной ошибкой Томаса Манна в «Размышлениях аполитичного»
являются не реликты романтического консерватизма, а понимание демократического
XX века как реставрации просветительской и руссоистской концепции человека
концепции некритического гуманизма, культа человека. Оказалось, однако, что
нынешняя демократия при мощной поддержке психоанализа отнюдь не
обольщается человеком. Она перестала строить гуманистический миф, что не
мешает ей принять человека таким, каков он есть. Она склонна прощать, а не осуждать
и карать. И что больше отвечает религиозному подходу к человеку: прощение или
|