кара? Это вопрос не риторический; я действительно не знаю на него ответа. Не
является ли, однако, такое незнание более адекватным религиозным состоянием, чем
какой угодно догматизм?
4
В русской научной (или, если угодно, философской) литературе есть одна
повсеместно известная книга «Проблемы поэтики Достоевского» М. М. Бахтина.
Считается, что в этой книге Достоевскому дана новаторская трактовка. Главное в этой
трактовке мысль автора о диалогичности творчества Достоевского, о полифонии,
что якобы и отделяет его радикальным образом от прочих писателей по крайней
мере, новоевропейских, ибо корни указанной особенности Достоевского М. М. Бахтин
находит в древнегреческой культурной традиции, в так называемой мениппо-вой
сатире, или мениппее. Художественный космос Достоевского это открытая система,
в ней принципиально отсутствует завершающая и резюмирующая универсальная
истина или «монологическая» истина, употребляя терминологию Бахтина. Герой
Достоевского тоже незавершенный, необъективированный человек, а не носитель
той или иной отчуждающей социальной маски, он, этот герой, нетождествен самому
себе. Система Достоевского строится как взаимодействие и сосуществование живых
человеческих голосов, в ней столько же центров, сколько человеческих сознаний.
Бахтин согласен с тем, что романы Достоевского идеологичны, но говорит, что идеи
берутся здесь в качестве личностей и субъектов, а не как абстрактные
интеллектуальные концепты. Это и есть полифония, установка на диалог. Мир
Достоевского не бытиен, а со-бытиен; в нем царит не единогласие, а согласие не
совпадающих друг с другом голосов. Идеи не имеют у Достоевского решающей силы,
они не доминируют над человеком.
М. М. Бахтин всячески подчеркивает, что его интерпретация Достоевского имеет в
виду прежде всего и единственным образом художественные особенности, а не
философию или идеологию Достоевского. Если уж говорить об идеологии, то
Достоевский-художник характерен в первую очередь тем, что у него идеологии не
было. Один пример: в «Дневнике писателя» Достоевский строит идеологическую
программу, близкую к той, что развивает в «Бесах» славянофильствующий Шатов; но в
публицистике Достоевского это именно программа, идеология, а в романе только
один из «голосов». Другими словами, у романов Достоевского столько же авторов,
сколько в них героев. Это и есть главная особенность художества Достоевского.
Настойчивые попытки М. М. Бахтина представить свою книгу исключительно в
качестве эстетического трактата вполне понятны и, я бы сказал, извинительны имея
в виду культурную обстановку в Советском Союзе того времени. Книга Бахтина вышла
первым изданием в 1929 году, написана же была лет на пять раньше. Это, однако, не
может помешать нам увидеть в этой замечательной книге своеобразное философское
сочинение, выдвинувшее некое целостное мировоззрение. Следует сказать об
экзистенциальном звучании книги Бахтина. Достоевскому дана в ней чисто экзи-
стенциалистская трактовка. Некоторые пассажи книги Бахтина звучат как цитаты из
Сартра (например, о нетождественности человека самому себе). Но главная
ассоциация, вызываемая книгой, это, конечно, «Я и Ты» Мартина Бубера. Не
исключено, что Бахтин был знаком с этим сочинением; учитывая хронологию обоих
произведений, можно даже, пожалуй, допустить, что «Поэтика Достоевского» была
написана под прямым влиянием Бубера. Маскировка своего мировоззрения под
эстетический трактат старый, испытанный прием русских авторов, идущий из
дореволюционной России (где это получило название «реальная критика»). Не мог же в
20-е годы XX века русский автор, живущий в Советском Союзе, излагать то, что потом
было названо экзистенциальной философией, от своего имени, для этого
требовалась некая крупная фигура, в тени которой можно было спрятаться. Безусловно,
|