(1912). Статья называется «Логика религиозного творчества». О Шестове говорили, что
он всех авторов, о которых пишет, стилизует на свой манер, «шестовизирует». Но надо
сказать, что именно в случае Уильяма Джемса такая «шестовиза-ция» наиболее
оправдана. Вот как передает Шестов основную мысль философии Джемса:
«Вероятно, если бы его спросили, в чем основной грех всех философских и
теологических построений, он ответил бы: в постоянном стремлении подчинить
вселенскую жизнь одной идее».
Шестов ясно видел необходимость плюралистического понимания прагматизма
то, чего не видел дилетант Горький и почему-то не заметил высокий профессионал
Рассел. Джемс автор «Плюралистической Вселенной», а книга его о религии
называется «Многообразие религиозного опыта». Именно при допущении плюралис-
тической установки прагматический активизм теряет все свои яды. Но и
«сумасшествие», и «отравление властью» неизбежны, когда прагматическая позиция
сочетается с монизмом: случай Горького, а лучше сказать Маркса.
Что же касается «сумасшествия», то, как известно, Джемс исследовал его
возможности в религиозном творчестве. Шестов вполне оправдывает эти попытки,
находя их «верификацию» в словах апостола: «Мудрость мира сего безумие перед
Богом».
То, что Шестова не устраивает в Джемсе, это все-таки стара-ние последнего
подчинить «безумие» некоему критерию, в данном случае прагматически-
утилитарному; здесь прагматизм Джемса, говорит Шестов, возвращается вспять к
рационализму.
Еще одно высказывание Шестова:
«Рыцарь свободного творчества, Джемс, в конце концов, потребовал для своего
безумия санкции, общественного признания, иными словами, он, не давая себе в том
отчета, с самого начала исходил из мысли, что его рассуждения все же сложатся в
стройную теорию познания, которая найдет способ подчинить себе общественное
мнение, станет общепризнанной, общеобязательной. Он стал делить «безумие» на
категории и разряды и отбирал только такого рода безумия, которые могут оказаться
общественно полезными. И эти отобранные, полезные безумия он возвел в высокий сан
истины...»
Тестов распространяет на Джемса свой любимый тезис (не лишенный, кстати,
некоего иронического прагматизма): что «истина» признается таковой, когда она дает
не теоретическое постижение мирового порядка, а реальную власть над людьми,
«власть ключей», potestas clavium, когда она социально организует массу, «стадо».
То, что Джемс признает такое толкование истины уже не иронично, а всерьез, это и
есть, по Шестову, его грехопадение.
В толковании Джемса Шестов сделал одну ошибку: он не заметил, что в
джемсовском прагматизме нет понятия «стада». Джемсу некого и незачем
организовывать. В его плюралистической вселенной столько же центров организации,
сколько самосознающих воль.
Джемс писал в книге «Воля к вере» слова, которые не заметил у него «монист»
Горький:
«...вспомните Зенона и Эпикура, Кальвина и Пэли, Канта и Шопенгауэра, Герберта
Спенсера и Дж. Г. Ньюмэна и представьте себе, что они не просто поборники
односторонних идеалов, но учителя, предписывающие нормы мышления всему
человечеству, может ли быть более подходящая тема для пера сатирика?.. Мало
того, представьте себе, что такие индивидуалисты в морали будут не просто
|