учителями, но первосвященниками, облеченными временною властью и имеющими
право решать в каждом конкретном случае, какое благо должно быть принесено в
жертву и какое может остаться в живых, это представление может прямо привести в
ужас».
В философии Джемса, другими словами, достигнут тот же результат, что и в романах
Достоевского, с той только разницей, что если, как полагает М. М. Бахтин, модель
мира по Достоевскому Церковь, то у Джемса такой моделью будет демократия. Его
плюрализм, в социальном соотнесении, есть не что иное, как философская
формулировка опыта гражданина демократического общества. Транскрипция
установок русского сознания в терминах американского опыта делает религиозную
заданность социальной данностью. Демократия сама в себе приобретает тот
религиозный смысл, который американские партизаны религии хотят отыскать в
каких-то внеположных ей (демократии) инстанциях.
Короче говоря, американский плюрализм имеет глубокий религиозный смысл.
«Скептическая общественная онтология», как назвал Бердяев демократию, становится
аналогом апофатического богословия единственным методом религиозного гнозиса.
Агностицизм оборачивается путем богопознания; такова религиозная пара-доксия,
явленная у Шестова философски, а у Джемса (коли мы говорим о глубинных истоках
его философии) в практически-социальном действии, которое называется
демократией. Плюралистический прагматизм предстает у Джемса единством
религиозной интуиции, философского познания и политической идеологии. В России
же, при ее склонности к «синтетическому мировоззрению», к целостной истине, не
было понимания этой парадоксальной природы высших начал знания и бытия,
понимания их многообразия, несводимости их к единому принципу. Опыт России
показывает опасность монистического мировоззрения прежде всего. Опасна сама
структура монистически ориентированного духа, а не содержательные его
наполнения. В Америке индустриальное общество справляет куда большие триумфы,
чем в Советском Союзе, но оно не перерастает в тоталитаризм, потому что не
ограничивает истину единством «технологии как идеологии», потому что вообще
здесь не ищут последней и всеразрешающей формулы бытия.
Еще одно небольшое замечание о шестовской статье, посвященной Джемсу: Шестов
заметил, что первый немецкий перевод «Многообразия религиозного опыта» вышел
без главы, в которой Джемс сделал попытку обоснования политеизма. Политеизм
это, видимо, все-таки то, что американцы называют too much. Достаточно того, что в
Америке есть 240 миллионов свободных граждан. Приходилось читать в американской
газете, что иностранцы никак не могут решить, что же такое Америка: нация или
Церковь?
11
Русский эмигрант-интеллектуал, очутившись на Западе, тем паче в Америке, почти
всегда обнаруживает весьма болезненный идейно-психологический комплекс: его
монистическая духовная установка резко обостряется. В мышлении его нарастает
эксклюзив-ность, чреватая фанатизмом; последний провоцируется зрелищем видимого
распада духовных и социальных связей самой западной жизни, ощущением
апокалиптичности здешнего бытия, катастрофических канунов и приводит
эмигранта к позиции некоего про-фетизма. Запад очень легко критиковать: что ни
скажешь о нем обличающего все попадает в цель. Это легкая, потому что большая,
мишень. Пессимистическое пророчество эмигранта становится мотивировкой
неприятия этой, западной, жизни. Но основа указанного комплекса чисто
психологическая: проекция вовне собственного катастрофического опыта, ибо
эмиграция и есть катастрофа, психологическая катастрофа. Мировоззрение такого
|