эмигранта продиктовано элементарной ностальгией, и ему кажется, что неприятие и
обличение должны сделаться его экзистенциальным статусом, его «посланием» и его
«миссией». К сожалению, миссия не может стать профессией.
Следует произнести одну «низкую истину» об эмигранте-интеллектуале, обличителе
Запада. За редкими исключениями это человек «не устроившийся», социально не
реализовавшийся на Западе. Ироническая формула эмигрантского бытия «зелен
виноград», другими словами, сознание эмигранта определяется его бытием.
Имя автора последней формулы хорошо известно в Советском Союзе, оно сделалось
«жупелом» и «металлом». Маркс для русского враг номер один, исчадие ада. Между
тем этот враг человечества был сам прежде всего эмигрантом, то есть человеком, на-
ходившимся в состоянии фрустрации, как об этом говорит, к примеру, Британская
энциклопедия. Это наш коллега по несчастью. Самый его «материализм»,
продиктовавший пресловутую формулу, попытка психологической идентификации
с ненавистным преуспевающим буржуа. Это ведь не Маркс, а этот буржуа был
материалистом. Маркс проповедует материализм по причине собственной
незадавшейся жизни идеалиста, социального мечтателя. Вот так же Ницше говорил,
что у больного нет права на пессимизм. Маркс, по-видимому, знал, что, будь у него
деньги, он не стал бы пророчествовать.
В любом случае это более интересный вариант, чем носталь-гирующее стояние на
камне идеальной истины. В таком экзистенциальном повороте сказалась талантливость
Маркса, его чисто человеческая одаренность, если угодно известный артистизм.
Творец мифа не может быть бездарным человеком. «Низкая истина», провозглашенная
Марксом, есть, несомненно, реактивное образование, убедительное в чисто
психологическом плане.
И это не мешает ей быть одной из истин. Как ни странно, Маркс подлинен именно на
Западе, а не в стране «победившего социализма», подлинен потому, что он здесь
частичек. Мы и производим его частичную реабилитацию.
В «New Jork Times Magazine» появилась однажды статья Дж. Атласа, посвященная
переориентации американских (даже нью-йоркских) интеллектуалов. Они на глазах
«правеют». Происходит это потому, что общество сумело их институционализировать.
Механизм этой эволюции, конечно же, включение их в «общество потребления».
Способствовали этому два обстоятельства: растворение бывших левых в mass-media и
послевоенный университетский бум, наделивший вчерашних левых идеалистов вполне
приличными заработками в бесчисленных университетах. И тогда они стали замечать
нечто не замечавшееся ранее: к примеру, что «буржуазная» Америка много лучше
небуржуазного СССР. В описываемом случае верность формулы о бытии,
определяющем сознание (даже и не «общественное»), оказалась как нельзя очевиднее.
Урок для «наших»: ведь американские левые в 30-х годах были именно эмигрантами,
хотя бы и «внутренними».
Все это говорится к тому, чтобы «прозу» Маркса противопоставить его
«поэзии», идеалистическому мифу о наконец-то обретенной единой истине. Маркс не
стал на Западе патогенным фактором, потому что воспринимается здесь частично; его
имя ставится, так сказать, в окружение запятых: Конт запятая Маркс запятая Спенсер
и так далее. Ему не дают здесь красной строки.
12
Русским, чающим религиозного возрождения, необходимо прислушаться к
протестантскому опыту напряженно-личностного переживания религиозно-бытийных
реальностей. В этом отношении Бердяев с его персонализмом более интересен, чем
достаточно (для «отцов-пустынников» все же недостаточно) ортодоксальный о. С.
|