4
Термин заимствован у Тейлора (см. там же).
5
MacPherson С. В. The political theory of possesive individualism. N. Y.: Oxford.
1962.
6
Гегель Г. В. Ф. Философия истории // Соч. Т. 8. С. 213. М.Л.: Соцэкгиз.
1935.
7
Там же. С. 239240.
8
Там же. С. 239.
9
Гегель Г. В. Ф. Философия права // Соч. Т. 7, § 185. С. 213. М.Л.:
Соцэкгиз. 1934.
10
Там же, § 132. С. 150.
11
Там же, § 185. С. 213.
12
Там же. С. 214.
Как показал Витторио Хесле, Гегель перешел к концепции «духа» как
интерсубъективного феномена только на уровне «философии действительности», но не
в своей «Логике». Это, согласно Хесле, объясняет неснятые напряжения и
несоответствия между «Логикой» и «философией действительности» Гегеля. Но это
могло бы также объяснить, почему на уровне самой «философии действительности», т.
е. в «Философии права», сфера интерсубъективности остается подчиненной
ограничениям философии абсолютного субъекта и поэтому не может быть выражена в
категориях демократической концепции нравственной жизни. (См.: Hosle V. Hegels
System. 2 vols. Hamburg: Meiner. 1987.)
13
Маркс К. К критике гегелевской философии права // Соч., 2-е изд. Т. 1. С.
252.
14
См.: W е 11 m e r A. Reason, Utopia and the dialectic of Enlightenment // Praxis
International. 1983 (July). Vol. 111. ¹ 2.
15
Токвиль А. Старый порядок и революция. М.: И. Н. Кушнерев и К». 1905.
С. 1516.
16
Токвиль А. О демократии в Америке. М.: Книжное дело. 1897. С. 42.
17
Там же. С. 53.
18
Г е г е л ь Г. В. Ф. Философия права, § 209. С. 229.
19
Nozick R. Anarchy, state and Utopia. N. Y.: Basic books. 1974. P. 312.
20
Ibid., P. 316.
21
Rawls J. A theory of justice. Cambridge: Harvard. 1971. PP. 60, 302.
22
Гегель Г. В. Ф. Философия права. § 41. С. 69 и далее по
тексту.
25
Wellmer A. Ethik und Dialog. Frankfurt: Suhrkamp. 1986. S. 69, passim.
26
«Мое предложение сводится к тому, чтобы рассматривать исходную
позицию как точку зрения, с которой ноуменальные «Я» видят мир». (R awls
J. A theory of justice. P. 255.)
27
Ibid. P. 221.
28
We11mer P. Ethik und Dialog. Sects. 7, 8.
29
См. также: Arendt H. On revolution. N. Y.: Viking. 1963. Фактически Арендт
не всегда занимает крайнюю позицию, которую я ей приписываю. См. ее ин-
тересные ответы на ряд вопросов по этой тематике, заданных ей на
конференции в ее честь в Торонто в 1972 г. The recovery of the public world /
Melvyn A. Hill (ed.). N. Y.: St. Martin's. 1979. PP. 315318.) Здесь Арендт
начинает определять как «политические» такие всех затрагивающие общие
проблемы, для которых никакого четкого технического решения не
существует и которые, поэтому, составляют подходящий предмет для
публичного обсуждения (Р. 317).
|