X. ... исчез начисто, оставаясь лишь наваждением нашей памяти или беспамятства,
тогда как другой, наваждение ваше, хотя все еще как будто держится, вопросов,
однако, больше не задает...
Но в том-то и дело: он ли их задавал"?
X. ... а если их все-таки в себе таит, если их пока порождает, то единственно, как вы
сказали, самим фактом своего присутствия. Ибо нет такой воли, которой хватило бы,
чтобы поставить на ноги завершительного сфинкса, ни такой чтобы раз навсегда
сокрушить их всех. Неужели вы всерьез полагаете, что вашей решимости, будь она
даже помножена на миллионы, может для этого оказаться достаточно?
Важен выбор, и сила в нем.
X. Но ведь надо еще знать с точностью, где и куда эту силу употребить. На чем
именно остановиться? Каков он, избранный последний сфинкс? Человек-то последний
нам отныне известен, но «у вас» во сне он лишь бесцельно ждет и праздно шатается в
мучительном ожидании... Не являются ли ваша «отмена» исторического механизма,
волевой отказ от него со стороны отвечающего такой же попыткой отменить всю
предшествующую историю, как и та, чисто сфинксова, какую вы саркастически
изобличили? Ведь если искать тупикам родословную и выяснять, кто кого породил:
Гитлер, Сталин с «учителем» вкупе, первое мировое побоище, «век девятнадцатый,
железный», Достоевский, Маркс, Гегель, фригийский колпак, «чересчур человеческое»
Просвещение, «слишком сверхчеловеческий» Ренессанс... в результате мы без труда
доберемся и до Ионова кита, и по линии нашего интереса до Эдипова сфинкса, во
чреве которого все последующие разместятся матрешками упраздненного времени.
Так-то оно, быть может, и так, но решать нам нужно здесь и сейчас...
Выбор и есть «здесь и сейчас».
X. ... решать, не выбирая там, где нет выбора, и не пытаясь поставить точку в ряду
чудовищных, больших и малых, головоломно-загадочных величин, которые вне ваших
снов еще поджидают нас впереди. Ибо, что там ни говори, ваш антисфинксовый
нигилизм не столь невинен (хотя и объясним), как это может кому-либо показаться. Вы
все же не в силах воспрепятствовать тем, кого с чрезмерной легкостью заключаете в
теплицу (и что в ней отвратительного? ее греховная «отдельность»? или «искусствен-
ность» лелеемых в ней салатов?), вы не сумеете воспретить им различать в том
же страхе и трепете, сквозь разбитые кое-где, а подчас и вылетевшие с грохотом
стекла надвигающуюся череду иных, более или менее «достойных» чудовищ, и если
даже микроскопические тепличные Г¸те (но не таков ли, по сути, и их прототип?., как
бы они ему ни уступали в своей интуиции, выдающей формулы моралистические, по
старинке эстетизирующие или просто идейно готовые наперед), если они почти
неотвратимо сталкиваются с предъявителями загадок, которые независимо от своих
реальных масштабов на поверку оказываются пока (и не только в вашем
«контексте») всего лишь пылинками в вече-реющем воздухе либо марионетками в
какой-то еще не ясной игре, отношения исходные, тем не менее, остаются
неизменными: у каждого на пути зверь, какого он, жертва или герой, заслуживает, с
каким он образует единство места и времени, и поскольку история находит тут пищу,
поскольку она себя не исчерпывает, открывая взгляните-ка вокруг себя!
просветы невообразимые, никому до сих пор не снившиеся, вы не можете с
пренебрежением утверждать, что все эти сфинксы, памятные и живые, постепенно
сливающиеся с фигурами победителей и разгадчиков...
Нельзя ли поточней?
X. ... за примерами недалеко ходить: полистайте хотя бы «Антимемуары» Мальро...
Хватит с меня одного Карлейля. Мученики? У нас их предостаточно. Но
|